Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]
Полдень. Лето. 1917
-
- Название Полдень. Лето
- Год создания 1917
- Материал Холст, масло
- Размер 89 x 128.5
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 257
Описание
В картине «Полдень» фигура женщины, кормящей ребенка и занимающей центральное место на полотне, почти дословная цитата из картины «МатьМать. 1913» (1912—1913).
Как будто бы художник взглянул на свою мадонну с большого расстояния и увидел жизнь, окружающую ее. Так, еще в 1917 году, в разгар империалистической войны, тему России
связал с темой трудового народа.На его полотне из легкой молочной дымки возникает крестьянская Русь, нежно-бирюзовая, неохватимая взглядом земля. Ее поля и отлогие Холмы, ее перелески и реки с песчаными отмелями как бы увидены с птичьего полета. Их размеренное чередование открывает за далью даль. На этой земле живет и трудится народ. В картине «Полдень» нет единого «сквозного» сюжета. Она объединяет несколько внешне не связанных между собой действий и явлений. Перед нами развертывается вся жизнь крестьянина, в ее главнейших фазах — от рождения до смерти. То, что в жизни каждого человека совершается последовательно, в жизни целого народа как бы происходит параллельно. Для вечной земли разновременные события человеческого бытия — одновременны.
И художник «видит» не отдельное село, а всю землю, которую населяет его народ. Вот почему он считает возможным отойти от внешнего правдбподобия. Показывая землю с птичьего полета, Петров-Водкин изображает людей с другой точки зрения, не «сверху», а «сбоку». Не связанные действием люди объединены не только своим масштабом, но и цветом. Это кумачовый цвет русских сарафанов и рубах, контрастно гармонирующий с нежной бирюзой земли. Это излюбленный цвет народа, освоившего бескрайнюю зеленую равнину.
Картина
с ее сочетанием чистых слегка приглушенных матовых красок могла бы стать монументальной фреской.Тема России, развернутая в этом произведении, включает все основные темы творчества художника: любовь, материнство, смерть, быт человека, понятый, как бытие в мире.
«Полдень» — не устающий быть вечный полдень России — это уже «быль», пусть увиденная с дальнего расстояния, но быль, а не небылица.