Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]
После боя. 1923
-
- Название После боя
- Год создания 1923
- Материал Холст, масло
- Размер 154 x 121.5
- Собрание Центральный музей Вооружённых сил
- Все работы автора Всего: 257
Описание
Картина «После боя» (1923) — важный этап в творчестве
. Она в корне отлична от его дореволюционных, как правило, вневременных произведений. В этой картине конкретна эпоха — гражданская война, конкретны люди — красноармейцы, конкретна ситуация, выраженная в названии произведения. Вероятно, желая обосновать психологическое состояние изображенных людей, художник соединяет в картине два временных плана: настоящий и прошедший. Он изображает задумавшихся бойцов, а над ними то, что неотступно стоит перед их мысленным взором, — видение недавно отгремевшего боя. Вспоминая о нем, красноармейцы видят погибшего соратника, может быть, своего командира. Общая скорбь делает их братски похожими друг на друга. Образ товарища продолжает жить вместе с ними, объединяя и сплачивая их.На столе грустно и никчемно стоит пустой котелок, лежат деревянные ложки. Да, живым надо жить и думать о насущном. И они будут жить, эти люди, и пойдут дальше. Память приостановила их лишь на минуту. Красноречивы сосредоточенно-строгие лица, скупые жесты бойцов. Никто не смотрит в сторону «видения». Это не призрак. Это недавняя реальность, ставшая прошлым, которое не так-то просто отпускает людей, ибо они — люди. Их скорбь чиста — она взывает к возмездию.
В кино мы давно привыкли к «наплыву» воспоминаний, «накладывающемуся» на изображение реального плана. Что же касается станковой живописи, то можно спорить о правомерности приема, использованного
. Художник не стремится выдать воображаемое за действительное. Между тем и другим он проводит четкое различие. Но это и влечет за собой противоречие. Слишком различна степень условности в изображении реального и воображаемого планов. Между ними обнаруживается стилистический разрыв. Фигуры партизан, вещи на столе предметны, написаны всей палитрой красок. «Видение» написано одним синим цветом.Вероятно, написав картину «После боя»,
не почувствовал, что высказался до конца, и что его решение единственно возможное. Тема, волновавшая художника, «не отпускала» его. И он находит для нее новое решение.