Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]
Сон. 1910
-
- Название Сон
- Год создания 1910
- Материал Холст, масло
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 257
Описание
Нет ничего удивительного в том, что художник устремляется в погоню за «небылицами». Явь не удовлетворяет его, и он, как многие российские интеллигенты в период, последовавший за революцией 1905 года, предпочитает грезить. Сон кажется ему «главным утешителем». В картинах «У моря» (1908), «СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1910), «Играющие мальчикиИграющие мальчики. 1911Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1911), «ЮностьЮность (Поцелуй). 1913» (1913), «Жаждущий воинЖаждущий воин. 1915Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1916) и других создает свой ирреальный мир. Мир вне времени и пространства. Отвлеченность сюжета, манерность застылых поз, символическая неопределенность содержания отличают эти произведения. Смутен их смысл. Впоследствии, окидывая взглядом свой путь, художник говорил: «какой сюжет «МальчиковИграющие мальчики. 1911Холст, маслоГосударственный Русский музей»? Ни один Эдип этого не разрешит, как и сюжет «СнаСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей». «СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей» это констатация того безысходного политического, исторического момента в России. «СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей» показывает, что нет ни человеческой красоты, ни человеческой энергии, а есть только одна греза, один сон». В названных произведениях наиболее заметны влияния современной художнику западноевропейской живописи. Поиски идеального в этих работах облечены в форму модернистского искусства. Правда, в своих произведениях Петров-Водкин не «разлагает», как некоторые его современники, образ человека на отдельные элементы. Его картины непосредственно вырастают из натурных штудий. Художник стремится предельно «овеществить» свои символические фантазии, довести их до степени реальности. Он формулирует в одной из своих статей (1917) тезис: «... чем отвлеченнее идея, чем сокровеннее мечта, тем более телесные формы должны облечь их, тем более вещественно, выпукло, четко она должна быть осязаема». Эта мысль весьма симптоматична. Она выражает принципиальные установки , ищущего свой путь в искусстве.