Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]
Весна. 1935
-
- Название Весна
- Год создания 1935
- Материал Холст, масло
- Размер 185 x 156.5
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 257
Описание
В одной из своих бесед
так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д. Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, После бояПосле боя. 1923Холст, масло, 154 x 121.5Центральный музей Вооружённых сил», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв. Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «Весна» (1935).
вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного. Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира. Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях , например в картине «На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда... Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных. При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела,
поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома. Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.
Многие картины
, порой несколько «странные» на первый взгляд, становятся понятными и внутренне мотивированными, когда мы уясняем образ мышления художника, его философию. Условность водкинских произведений рождена потребностью выразить значительные идеи. Она является средством обобщения. Оперируя наиболее общими категориями, ищет изобразительных «формул», он всегда синтетичен. Выросший на Волге, соединяющей отдаленные концы земли русской, живописец стремится в создаваемых образах слить воедино черты, характерные для облика своей родины в целом. У Нестерова Россия — это наш север или средняя полоса. У — приволжская провинция — Кострома, Кинешма, Ярославль. Россия — это Россия вообще, вне ее местных проявлений и особенностей.