Росси Карл (Карло) Иванович [1775—1849]
Крупнейшим зодчим Петербурга в первой трети XIX века был Карл Иванович Росси (1775—1849). По объему созданного он превосходит всех своих современников.
Росси родился в семье известной балерины петербургских театров. Свое первоначальное-образование он получил в мастерской Бренны. С 1796 года Росси состоял помощником Бренны по строительству Михайловского (Инженерного) замка. По этому зданию им были, в частности, выполнены наиболее ответственные в графическом отношении отчетные чертежи — фасады и разрезы, изданные тогда же в гравюрах.
К концу 90-х годов следует отнести и наиболее ранний из известных проектов Росси — «Памятник великим людям». Этот проект отличается еще значительной сложностью архитектурного замысла и чрезвычайной перегруженностью декоративными элементами, хотя и свидетельствует о виртуозной графической манере молодого архитектора.
После поездки в Италию в 1802—1803 годах для изучения памятников античной архитектуры Росси много работал в области прикладного искусства — делал рисунки для стеклянного и фарфорового заводов, для различных изделий из камня. Но одновременно он продолжал изучать и архитектуру и в 1806 году получил звание архитектора.
Ближайшие затем годы Росси жил в Москве, где и начал свою самостоятельную строительную деятельность. Им был сооружен деревянный театр у Арбатских ворот (сгорел при пожаре 1812 года), воздвигнута Екатирининская церковь Вознесенского монастыря в КремлеЕкатирининская церковь Вознесенского монастыря в Кремле. 1818 (не сохранилась). 3атем Росси работал в Твери (г. Калинин), где перестраивал и отделывал заново дворец, построенный . В 1815 году Росси возвращается в Петербург. Первые годы здесь он занят относительно второстепенными работами — изготовляет рисунки для произведений прикладного искусства, строит несколько павильонов в Павловском парке.
В 1818 году Росси приступает к постройкам на Елагином острове, и ими открывается основной период его творческой деятельности. В ближайшие полтора десятилетия, до 1832 года, Росси были созданы все его крупнейшие произведения. Под воздействием углубленного изучения памятников московского классицизма конца XVIII века, в первую очередь работ
и , а затем и крупнейших произведений старших современников Росси, особенно , и первых значительных построек , складывается строгий и одновременно торжественный стиль зрелого периода его творчества. Постепенно нарастает и внимание Росси к центральной теме всей его дальнейшей деятельности — градостроительству.На Елагином острове Росси перестраивает Елагин дворецЕлагин дворец. 1818—1822 и строит заново несколько служебных флигелей (кухонный, конюшенный) и парковых павильонов. По приемам своего решения постройки на Елагином острове уже теснейшим образом примыкают к другим крупным работам Росси 20-х годов. Но в то же время в этом комплексе еще отсутствует четкая и органическая взаимосвязь отдельных построек, отсутствует та цельность ансамбля, которая составляет наиболее сильную сторону последующих работ Росси.
Тема градостроительства была широко поставлена Росси в здании Главного штаба и Министерства на Дворцовой площадиАнсамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба. 1820—1829, постройкой которого должна была быть одновременно создана и «правильная площадь» перед Зимним дворцомЗимний дворец. 1754—1762. Задача, стоявшая перед Россм, была очень сложной. Участок пересекался случайно ориентированной улице, близко проходила набережная Мойки, не допускавшая дальнейшего расширения
участка. Вся западная сторона площади была уже застроена в конце XVIII века равновысокими зданиями. Росси с исключительным мастерством преодолел все эти стоявшие перед ним трудности. Восточное крыло было решено им симметрично западному, в состав которого он включил существовавшие на месте постройки.
На главной оси Зимнего дворцаЗимний дворец. 1754—1762 Росси поместил центральный мотив всей композиции — колоссальную арку, одним мощным пролетом перекинутую через улицу. Чтобы скрыть угол, под которым улица выходила на площадь, Росси изменил направление улицы, применив для этого своеобразный мотив сочетания двух арок, из которых второй он придал треугольную в плане форму. Со стороны площади переход от арки к прямой линии дан по плавной кривой.
Для зданий на Дворцовой площади характерна неразрывная связь построек с планировкой всего участка. Фасад здания становится здесь не только внешним оформлением сооружения, но одновременно и границей городской площади и проездов, определяя их формы и размеры.
Очень большое значение в облике здания имеет скульптурная группа, венчающая Арку Главного штабаПобеда. Скульптурная группа, венчающая Арку Главного штаба. 1819—1829, над которой Росси много и упорно работал (первоначальный вариант резко отличается от осуществленного). Ее выполняли и .
Одновременно с работами по Дворцовой площади началось строительство одного из важнейших созданий Росси — ансамбля Михайловского дворца (Русского музея)Михайловский дворец (Русский музей). 1817—1825.
Росси сумел значительно расширить поставленную перед ним задачу. Он превратил предложенную ему постройку нового великокняжеского дворца в решение большой планировочной задачи — создания в центре города целого ансамбля, состоящего из площади и системы связанных с нею улиц. Росси продолжил Садовую улицу до Марсова поля, проложил заново параллельно Невскому проспекту Инженерную улицу, а на главной оси дворца создал улицу, связавшую площадь с Невским проспектом. Этим была осуществлена планировка всего комплекса. Дворец стал частью городского ансамбля.
Весь ансамбль распадается на три основные части: дворец и связанные с ним служебные корпуса, парк с его сооружениями и площадь с улицей, ограниченные кварталами жилых домов. Композиция каждой отдельной части строго подчинена тому месту, которое она занимает во всем ансамбле.
Дворец решен Росси по традиционной схеме усадебного дома. Главное здание, доминирующее во всем ансамбле, помещено в глубине большого парадного двора, за высокой чугунной оградой. Значительно более низкие корпуса служб вынесены на улицу. Их внешнее решение тесно связано с той ролью, которую они выполняют в общем ансамбле. Основное здание выглядит очень парадным н монументальным. Главный подъезд решен большим торжественным коринфским портиком, возвышающимся на аркадах, к которым ведет широкая открытая гранитная лестница и два пандуса по сторонам. Находящееся за этим портиком помещение парадной лестницы дворца представляет собой большой зал, окруженный в верхнем этаже колоннадами; свободно и широко расходятся марши лестницы. В композиции противоположного фасада здания подчеркнута его связь с прилегающим парком. Большая лоджия занимает всю ширину средней части второго этажа. В первом этаже открытая терраса с лестницами образует вход в парк.
Внутренняя отделка здания (в значительной части уничтожена при перестройках в 90-х гг.) отличалась чрезвычайной цельностью. Ни в одном из архитектурных комплексов Росси не удалось достичь такого единства решения — от планировки всего участка до предметов внутреннего убранства. При этом каждый предмет обстановки делался для конкретного места в интерьере, подобно тому, как каждое отдельное сооружение создавалось с учетом его конкретного места во всем ансамбле.
В парке на берегу Мойки Росси был построен павильон с гранитным спуском к воде. Этот павильон явился связующим звеном между ансамблем дворца и просторами Марсова поля. С планировкой парка связано и сооружение своеобразногб тройного моста через канал Грибоедова у впадения его в Мойку.
Третьей частью ансамбля, осуществление которой в натуре затянулось долее всего (1821 —1839), была площадь перед дворцом и улица, идущая от нее к Невскому проспекту (ныне площадь Искусств и ул. имени Бродского). Росси разработал для застройки площади и улицы фасады домов, строительство которых осуществлялось, однако, уже другими архитекторами.
Во второй половине 20-х годов Росси был осуществлен ансамбль Александринского театраАлександринский театр. 1828—1832 и создан проект здания Сената и СинодаЗдание Сената и Синода. 1829—1834.
Ансамбль бывшего Александринского театраАлександринский театр. 1828—1832 (ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина; 1828—1832; корпуса вдоль улицы и на площадях — до 1834), объединяющий две площади и улицу, возник, подобно ансамблю Михайловского дворцаМихайловский дворец (Русский музей). 1817—1825, в процессе работы над гораздо более скромным заданием — постройкой нового Каменного театра на участке усадьбы Аничкова дворца.
Росси чрезвычайно обстоятельно, в многочисленных вариантах проработал план всей композиции (известно более десяти различных решений). При этом он искал в первую очередь правильное соотношение между двумя площадями и улицей и вместе с тем стремился найти наиболее удачное расположение театра по отношению к Невскому проспекту. Одноврехменно прорабатывались им решения отдельных сооружений и здания самого театра. По широте размаха этот ансамбль — самый крупный из всех созданных в дореволюционное время.
Центральное место во всем ансамбле занимает театр. Его простой, четкий объем вырисовывается на фоне площади у Невского проспекта (ныне имени Островского), его задний фасад замыкает перспективу улицы Росси, идущей от площади у моста через Фонтанку (ныне имени Ломоносова). Здание театра выделяется среди всех остальных построек ансамбля и по своей архитектуре. Коринфские лоджии главного фасада и портики боковых сторон здания сразу же отделяют его и от строгих дорических колоннад корпусов вдоль улицы Росси и от ионической лоджии корпуса, пристроенного по проекту зодчего к угловому зданию Публичной библиотеки. Скульптурные элементы, наиболее ответственные части которых были выполнены
и , также подчеркивают значение театра как центрального здания всего ансамбля. И вместе с тем своим размером и общим ритмом архитектурных членений оно гармонически включается во всю группу сооружений.Большое внимание уделил Росси конструктивной разработке здания. В целях обеспечения наибольшей огнестойкости были впервые в практике театрального строительства созданы металлические перекрытия над зрительным залом и сценой. Во внутренней отделке здания особое место занимал зрительный зал. Он был задуман Росси в гамме голубого с белым и золотым, с большим живописным плафоном А. Виги. Чертежи Росси по отделке этого зала принадлежат к высшим достижениям зодчего в области архитектурной графики (хранятся в Музее Академии художеств СССР). После переделок второй половины XIX века от первоначальной отделки зала сохранились лишь центральная и боковые (у портала сцены) ложи.
Почти одновременно с работами по театру и окружающим его постройкам развертывались работы по последнему большому ансамблю Росси — зданию Сената и Синода (1829 — 1834).
Для осуществления этих построек были предназначены два участка на Сенатской площади (ныне площади Декабристов), разделенные Галерной (ныне Красной) улицей. Объединенные аркой, перекинутой над Галерной улицей, два корпуса здания Сената и СинодаЗдание Сената и Синода. 1829—1834 отвечают всей своей композицией АдмиралтействуАдмиралтейство. 1806—1823, находящемуся по другую сторону площади. Как и в ансамбле Дворцовой площадиАнсамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба. 1820—1829, Росси умелой композицией своего сооружения органически включает ранее созданную постройку в новый ансамбль. В облике площади Декабристов зданию, созданному Росси, безусловно принадлежит исключительное место.
Если, таким образом, с точки зрения общего замысла зодчего и удалось этой постройке вновь решить большую и ответственную градостроительную задачу и если в этом отношении здание Сената и СинодаЗдание Сената и Синода. 1829—1834 не уступает предшествующим крупнейшим созданиям Росси, то отсутствие его непосредственного участия в руководстве постройкой в процессе ее осуществления сказалось на качестве прорисовки архитектурных деталей и перегруженности скульптурными элементами. По качеству своего выполнения эта постройка поэтому не может быть сопоставляема с другими большими работами Росси.
Среди прочих работ Росси второй половины 20-х годов необходимо выделить известную «Военную галерею 1812 года в ЭрмитажеВоенная галерея 1812 года в Эрмитаже. 1826Государственный Эрмитаж», композиция которой построена на чередовании парных колонн и больших массивов стен, на которых расположены ряды портретов. Роспись и декоративная скульптура подчеркивали торжественный мемориальный характер галлереи, увековечившей подвиги русской армии (после пожара 1837 г. восстановлена, с рядом изменений, ).
В 1832 году Росси вышел в отставку и с тех пор работал уже относительно мало. Наиболее значительными произведениями его последних лет являются проекты фасадов зданий вдоль бывшей Михайловской улицы и на площади у бывшего Александринского театраАлександринский театр. 1828—1832.
Осуществление громадных замыслов, связанных с именем Росси, было возможно только при наличии большого количества помощников. И действительно, уже с молодых лет, еще в годы работы в Москве, Росси действовал совместно с делой группой архитекторов. Наиболее крупным среди них, многие годы работавшим совместно с Росси, был Никита Ткачев, являвшийся не только отличным практиком, но и прекрасным графиком. Кроме того, в отдельных работах принимали участие В. Федосеев, И. Гальберг (старший брат скульптора), А. Щедрин, В. Глинка. Их дарованию и мастерству во многом обязаны постройки, связываемые обычно с именем одного Росси.
Во внутренней отделке помещений, созданных Росси, видное место занимают декоративные росписи, широко применявшиеся как на перекрытиях, так и на стенах. Они исполнялись обычно И. К. Скотти и ЕлагиномЕлагин дворец. 1818—1822, Михайловском и ЗимнемЗимний дворец. 1754—1762 дворцах, в здании Главного штабаАнсамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба. 1820—1829 и т. д., должны быть отмечены выполненные им росписи в Екатерининском дворце в городе Пушкине (комнаты, отделанные ), в Горном институте, перестроенном внутри в 20-х годах А. Постниковым (громадный плафон в колонном зале на тему о развитии горного дела в России), а также в колонном зале дома Нарышкиных, впоследствии Шуваловых, на Фонтанке. Большинство росписей — монохромные, выполненные техникой «гризайль» (то, что в документах того времени называлось «под лепку»). Им же были исполнены рисунки больших рельефов, декорирующих пьедестал колонны на Дворцовой площади. Младший брат И. К. Скотти — (1780-1825) много работал в Москве и там же занимался преимущественно декоративной живописью в технике «гризайль». Антонио Виги (1764—1843) принимал участие в росписях ЕлагинаЕлагин дворец. 1818—1822 и МихайловскогоМихайловский дворец (Русский музей). 1817—1825 дворцов и создал плафон зрительного зала Александринского театраАлександринский театр. 1828—1832. Он пользовался обычно полихромией живописью, выполняя ее нередко непосредственно на фоне гладкой поверхности искусственного мрамора.
. Особенно много как декоратор-монументалист работал блестящий рисовальщик Иван Карлович Скотти (1776—1830). Среди работ Скотти кроме участия в постройках и перестройках, производившихся Росси в Аничковом, Таврическом,