Репин Илья Ефимович [1844—1930]
Протодиакон. 1877
-
- Название Протодиакон
- Год создания 1877
- Материал Холст, масло
- Размер 125.5 x 97.5
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова первоначально был задуман как этюд для образа дьякона в картине «Крестный ход в дубовом лесу». В процессе работы приобрел значение не только самостоятельного портрета, но и картинного образа. В отличие от портретов-типов крестьян портрет протодиакона воплотился в монументальном образе. Эта его монументальность определялась, в конечном счете, значительностью и богатством раскрытого в нем художником содержания, потребовавшего соответственно значительной формы.
берет размер более натуры и, в отличие от сравнительной простоты композиционного решения крестьянских портретов, дает сложный, основанный на контрапосте разворот фигуры. Композиционная подача фигуры в целом и здесь служит раскрытию содержания образа, его психологии, которые в данном портрете противоречивее и сложнее.В передаче мощного торса, больших сильных рук, пышущего жаром старческого лица в венце седых волос, с взлетающими вверх черными бровями, с пронзительными хищными глазами
утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Его, «язычника», именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. «Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной, искаженной социальными условиями жизненной силы. Обреченная на духовное лицемерие и грубое насилие, она сама является порабощенной, изуродованной. Критика здесь служит одновременно и утверждением положительного идеала, восхищением подлинной природой того, что подвергается обличению в изуродованном виде. В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». В этом внутренняя основа того эстетического восхищения, которое вызывает в нас это мастерское изображение самого по себе совсем неприглядного явления. Недаром отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Это черта, которая не могла не увлечь особенно такого художника, как .Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса.
на материале своего времени и своей страны, на языке реализма XIX века создал новый общечеловеческий образ, подобно тому, как это совершил в XVII веке Веласкес. Это и есть выражение репинского демократизма.«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода БурлакахБурлаки на Волге. 1872—1873Холст, масло, 131,5×281 смГосударственный Русский музей». И это его богатство тем более раскрывается, развертывается, чем более художник увлекается своей натурой, вдохновляется ею.
а в частности. Типический образ здесь либо отыскивается художником непосредственно в натуре, либо мыслится как реальная натура. Процесс типизации есть, таким образом, прежде всего процесс изучения, наблюдения жизни, чтобы суметь увидеть в ней самое нужное и его раскрыть. Это не следует, однако, понимать узко буквально, как пассивное созерцание или копирование натуры. Это результат множественности наблюдений, но результат, наконец понятый на натуре и затем в той или иной мере доработанный или переработанный художником. Поэтому сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». Взятый живым из жизни, он вместе с тем богаче и многограннее, чем первичная идея, замысел художника, как мы это видели уже в «Восхищение Царевна СофьяЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея» и «Иван ГрозныйИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея», такие портреты, как «ЗабелинПортрет историка И.Е.Забелина. 1877Холст, масло, 113 x 86Государственная Третьяковская галерея», «ПироговПортрет хирурга Н.И.Пирогова. 1881Холст, масло, 64.5 x 53.4Государственная Третьяковская галерея», «СтрепетоваАктриса П.А.Стрепетова. 1882Холст, масло, 64.7 x 53.5Государственная Третьяковская галерея». Эта сочная живописная манера, с любовью как к звучности цвета, так и к материальной телесности, характеризуется большой экспрессивностью выражения эмоций, передачи действия, тяготением к преимущественно чувственному выявлению духовной жизни изображаемых персонажей.
характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». до того еще не писал так широко и сочно. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. С каким разнообразием написано в широком обобщении одеяние протодиакона и более детализированно трактованное его мясистое лицо! В изображении лица и рук великолепно передает натуру: опухлость щек и большого красного носа, струящуюся массу седых волос бороды, узловатость рук. Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой будет затем долго работать. В этой манере пишутся такие картины, как ««Протодиакон» — первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. По силе выразительности они не уступают лицу и играют существенную роль в общем композиционном построении изображения. Правая рука, лежащая на животе, смотрится так же фронтально, как и лицо, а вместе с тем своим положением как бы продолжает трехчетвертной поворот туловища, в то время как левая рука снова выводит взгляд в сторону лица. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы,
для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Тем самым в общей композиции появляется дополнительное, большее, чем это нужно для самой массы фигуры, пространство, то есть пространство картины, а не портретного фона. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Мастером в изображении рук проявляет себя и в других портретах.А. Фёдоров-Давыдов