А.С. Голубкина. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Вл. Костин
Эта поездка оздоровила
. Ей удалось в какой-то мере утолить свою жажду помощи страдающим, которая и была одной из причин ее психического расстройства. Работая в переселенческой аптеке, ближе подошла к народу, непосредственно соприкасаясь с его нуждами.Возвращаясь из Сибири, Анна Семеновна побывала на знаменитой Нижегородской выставке 1897 года, где, очевидно, впервые увидела работы
. Она там познакомилась также с произведениями московских художников так называемого «мамонтовского кружка», увлекавшегося народным искусством, и, самое главное, видела замечательные образцы народного творчества, хорошо представленного в кустарном разделе выставки. Все эти художественные впечатления имели серьезное значение в творческом развитии скульптора.Первым произведением, выполненным Анной Семеновной после поездки в Сибирь, была голова рабочего, получившая название «Железный».
После работы над «Железным» и несколькими другими мелкими вещами Анна Семеновна в том же 1897 году снова едет в Париж; здесь она начинает брать уроки у знаменитого французского скульптора Родена.
восхищалась им и в своих письмах к матери выражала свое преклонение перед Роденом и его творчеством. Роден, в свою очередь, ценил свою русскую ученицу, считая, что у нее есть все данные для подлинно высокого художественного развития.вскоре оправдала возлагаемые на нее надежды учителя. Кроме портрета профессора Бальбиани Анна Семеновна вылепила фигуру старой женщины с модели, использованной Роденом для своей «Старухи». Это был смелый и ответственный шаг молодого скульптора. Статуя Родена уже произвела сильное впечатление на французского зрителя. Но не испугалась этого. Ей удалось найти свою личную и своеобразную интерпретацию темы.
не соблазнила острота роденовского замысла. Она дала самостоятельную и глубокую трактовку старости, выразив не столько неминуемое физическое увядание тела, сколько чувство стыдливой беспомощности и одиночества старого человека. В такой более человечной и задушевной трактовке образа сказались национальные черты русского художника.
Эта статуя имела заметный успех в парижском «Осеннем салоне» 1898 года. Из Парижа
привезла ее в Москву. Здесь, однако, работу встретили сдержанно, и только благодаря успеху в Париже она была принята на выставку Московского товарищества художников.Уже в эти первые годы своего самостоятельного творчества
очертила круг тем, задач, сюжетов и образов, к которым она в дальнейшем постоянно возвращалась.В самом деле, в 1900 году она создает такие характерные для нее вещи, как голову «Рабочего», композицию «Огонь» и вазу «ТуманВаза "Туман". Около 1908Мрамор , В. 55Государственная Третьяковская галерея». Каждая из этих работ служит началом определенного цикла произведений, в которых раскрывается одна из граней многообразного творчества Анны Голубкиной.
«Рабочий»
прост и жизненен. В нем выражено затаенное, но все же плохо скрываемое возмущение, которое вот-вот должно вырваться из прищуренных глаз, из плотно сжатых тяжелых губ. В дальнейших произведениях этого цикла образ русского рабочего приобретает у еще более революционный характер.Иную сторону искусства Голубкиной раскрывает двухфигурная композиция «Огонь». Изумительна по красоте и смелости пластического решения женская фигура композиции. В ней
заявила о себе как мастер огромной художественной силы и творческого темперамента. Фигура эта полна таинственности и самопогруженности. Ее глаза, еле тлеющие в глубоких впадинах, тревожно всматриваются в темноту, а тело, сжатое в комок, вот-вот развернется как стальная пружина. Мужская фигура, наоборот, спокойна, и если озабочена, то только тем, чтобы не дать погаснуть огню.Созданная в этом же году ваза «ТуманВаза "Туман". Около 1908Мрамор , В. 55Государственная Третьяковская галерея» открывает собою серию символических произведений .
В цикле скульптур, посвященных образу рабочего, мы можем различить две линии: это психологические портреты простых русских людей и монументально-синтетические фигуры, раскрывающие идею революции.
К первой группе помимо указанных выше изваяний «Железный» и «Рабочий» принадлежат также работы: «Иван НепомнящийИван Непомнящий. 1908», «Раб», «Человек» и из женских типов — «Марья» и «Баба». В каждом из этих произведений дана предельно острая характеристика типа и вместе с тем дано жизнеописание, рассказывающее о повседневном тяжелом труде, о бедности, которая, однако, не лишила людей благородства, стойкости и мудрости.
Ярко содержание раскрывается в скульптуре, названной «Человек». Измученное, худое лицо, с выжидающим взором, устремленным в даль должно было выражать, по мысли автора, глубокую духовную жизнь человека, его жажду нового, его веру в счастье, в будущее.
Среди многих женских образов, созданных МарьяМарья. 1903» (1903).
, привлекает силой своего характера образ простой русской женщины, данный в небольшой голове, — «Идейность этих произведений
целиком объясняется революционными стремлениями автора, выразившимися не только в творчестве, но ив большой общественной деятельности. Эта деятельность была настолько, активна, что Голубкина дважды за нее подвергалась аресту. За Анной Семеновной была установлена систематическая слежка царской полиции, а имя ее фигурировало в списках третьего отделения. Кто хочет по-настоящему понять смысл творчества , не должен забывать этих фактов ее биографии. не только с энтузиазмом встретила первую революцию, но и активно участвовала в ней, а в годы после ее поражения не поддалась упадочным настроениям, — наоборот, была полна решимости и энергии. В эти годы она помогала рабочим бороться против нажима предпринимателей, увольнявших всех рабочих, участвовавших в стачках, забастовках и уличных боях. Из лишившихся заработка зарайских рабочих Анна Семеновна организовала рабочие кооперативные артели.Ярким свидетельством отрицательного отношения к этой деятельности скульптора со стороны официальных кругов самодержавной России был отказ директора Училища живописи, ваяния и зодчества в разрешении работать ей в мастерских училища. Отказ этот, обоснованный политической неблагонадежностью
, вызвал глубокое возмущение ходатайствовавшего за нее и его нашумевший в 1908 году уход в знак протеста из училища.Наиболее значительным среди фундаментальных, произведений ИдущийИдущий. 1903БронзаГосударственный Русский музей».
является «В этом произведении
дала образ новой покоряющей силы — здоровой, открытой, простой.Не классическая красота совершенных форм мужского тела, а мужественная сила, бодрость, целеустремленность и благородная порывистость поднявшегося на ноги и идущего в бой рабочего, — вот в чем заключается идея этого замечательного произведения.