А.С. Голубкина. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Вл. Костин
Через восемь лет, в пору глубокой реакции, Сидящего человекаСидящий человек. 1912Гипс тонированный», неподвижного и как будто бездействующего, но наполненного необыкновенной силой внутреннего сопротивления.
создает новое произведение — грозную фигуру «Совершенно особую и самую обширную часть творчества
занимают произведения, проникающие в психологию человека, в драму его жизни. Они рождались в минуты тяжелых раздумий, в моменты тревожных предчувствий. Несколько меланхоличные и скорбные образы этих произведений живут сложной и не сразу раскрывающейся перед зрителем жизнью. Среди них наиболее поэтичны детские образы.Маленькие пленники жизни, забытые, лишенные ласки и тепла, притаившиеся и робко тянущиеся к счастью и свету создания. Эти образы навеяны были жизненными впечатлениями Анны Семеновны и ее удивительной нежной любовью к слабым и обездоленным детям.
Лучшими среди этих произведений являются «ПленникиПленники. 1908мрамор», «Вдали музыка и огни», «КочкаКочка. 1904».
Сложный образ создала СпящиеСпящие. 1912МраморГосударственный Русский музей» (1912). Из трех голов, составляющих композицию, не «спит» только голова ребенка с суровым и жадно устремленным вперед взором.
в красивой мраморной группе «не избежала в целом ряде этих работ влияния декадентского символизма, возникшего в результате ухода части русской интеллигенции того времени от революционной действительности в мир сугубо личных, психологических переживаний и настроений, в атмосферу болезненно-неясных поисков «смысла» жизни, в область отвлеченно-абстрактных мистико-религиозных идей.
В портрете писателя Андрея Белого, выполненном в 1907 году, скульптор, стремясь в самой композиции и лепке выразить духовную сущность выдающегося декадента, создала и наиболее декадентское по форме произведение. Вытянутая шея, переходящая в широкую и длинную плоскость постамента, подчеркнуто удлиненная голова, таинственно мерцающие глаза и болезненное выражение лица — все это хотя и убедительно раскрывает психику одного из вождей символизма, приобрело в портрете определенно декадентский характер.
Более реалистически раскрыта болезненная натура другого декадента — писателя РемизоваПортрет А.М.Ремизова. 1911ДеревоГосударственная Третьяковская галерея.
Некоторые элементы декадентства присущи и, мастерски выполненному в мраморе портрету Е.П. Носовой.
Простотой и строгим благородством отличаются лучшие портреты Алексея ТолстогоПортрет А. Н. Толстого. 1911Дерево, 67X60X38Государственная Третьяковская галерея, создавшей в 1911 году. Особая гармония форм придает фундаментальность этой обрамленной длинными волосами артистической голове. В самой лепке отказалась здесь от бурных мазков и сложной фактуры, столь обычных для ее темпераментной манеры, приведя все к плавно текущим и спокойным массам.
, среди которых виднейшее место занимает портрет писателяОдним из самых живых и правдивых изваяний
является портрет старушки Брокар, выполненный в том же году. Скульптор задушевно и тепло раскрыл доброту и сердечность старого человека, прожившего долгую и спокойную жизнь. Очарование портрета — в удивительной жизненности выражения, в игре света на лице, в движении старушечьих губ, в полном проникновении в характер человека. Здесь реализм восприятия и острота импрессионистического схватывания внутреннего — психологического и внешнего — физического движения, вообще характерные для , достигли своего лучшего выражения.К лучшим портретным произведениям Старуху ИзергильСтаруха Изергиль. » — одно из ранних произведений, законченное в 1904 году. Скульптор по-своему понял и раскрыл душу много пережившей, много испытавшей женщины, создав образ человека строгой, почти суровой морали.
следует отнести и «Целый раздел в творчестве
занимают портреты детей, проникновенно раскрывающие психику детской души. Выделяется среди них портрет племянницы , прозванной в семье Санчеттой, в котором передана непосредственность и живость детской натуры.Другой облик передан в мраморном портрете девочки Российской, с ее несколько дисгармоничными чертами не по летам серьезного лица, но, несмотря на это, по-детски чистого и привлекательного.
Охарактеризованные произведения составляют предреволюционное творческое наследство
. В 1914 году Анна Семеновна организовала ретроспективную выставку своих произведений. Выставка эта подытожила большой путь, пройденный скульптором, и закрепила ее известность и славу как одного из самых передовых и лучших скульпторов России.Несмотря на то, что известность
в предреволюционные годы необыкновенно выросла, ее материальное положение нисколько не улучшилось. Она никогда не смотрела на свое искусство как на средство обогащения. Все деньги, полученные от продажи работ с выставки 1914 года, она отдала в фонд помощи раненым русским солдатам. Нехватало денег на натуру, на наем мастерской, на формовку работ. Она подорвала свое здоровье и, наконец, заболела на долгие годы.Октябрьскую революцию Анна Семеновна приняла всем сердцем. Несмотря на свою болезнь, она с самых первых дней существования советской власти много отдала сил и энергии общественной и педагогической деятельности.
В 1923 году после тяжелой операции она приступила к работе над целым рядом вещей и в первую очередь к проекту памятника Островскому, конкурс на который был в то время объявлен правительством.
Новые художественные идеи скульптора уже проявились в небольшой мраморной голове юноши 1923 года, названной скульптором «РыцарьРыцарь. 1923Мрамор, 36 х 31 х 20Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева». Эта работа выражала благородное героическое стремление юноши к испытаниям, к страстной борьбе за новую жизнь.
В 1925 году Анной Семеновной был начат и закончен портрет Т. Ивановой, с которого начинается новый и последний период творчества скульптора. В это время Анна Семеновна пристальнее чем когда-либо изучала греческое искусство. Она говорила, что если бы она могла снова начать творческую жизнь, то начала бы ее с самого тщательного изучения классики. Это стремление к совершенству и гармонии, к полноте и весомости скульптурных масс, свойственных греческой скульптуре, выразилось в особой ясности пластического языка, строгости и фундаментальности форм портрета Т. Ивановой. В нем переданы национальные черты русской женщины — величавое спокойствие, уравновешенность, доброта при непреклонной воле и настойчивости.
В 1925—1927 годах
выполняет наиболее оптимистичный из портретов — бюст Г.И. Савинского, добродушие, юмор, неистощимая энергия и живой ум которого выражены чрезвычайно лаконичными пластическими средствами.Совершенно иной облик русского человека дан в портрете друга и последователя Л.Н. Толстого — В.Г. Черткова, выполненном, в глине, а затем и в дереве.
В 1927 году Голубкина вылепила бюст Льва ТолстогоПортрет Льва Толстого. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея в глине, предполагая в дальнейшем выполнить его в дереве, но смерть помешала осуществлению этого замысла.
Последним произведением Анны Семеновны явилась фигура русской девушки, названная автором «БерезкаБерезка. 1927БронзаГосударственная Третьяковская галерея». Народные черты героини, навеянные русскими сказками, придают образу большую поэтичность, ясно обнаруживаемую, несмотря на незаконченность этой скульптуры.