Иванов Александр Андреевич [1806—1858]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Александр Иванов. Две линии развития пейзажа в живописи. 1974. Автор: Г.А. Загянская

В пейзажной живописи удержаться от соблазна соединить в одно волнение души с волнением природы, сохраняя при этом истинную поэтичность восприятия, было в это время еще трудцее. Кроме того, это значило бы идти вразрез с общей направленностью русского пейзажа первой половины XIX века. В личном восприятии природы у Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., как и у Пушкина, сохраняется граница между ней и человеком. И это еще одна из причин, по которой Иванова иногда упрекают в недостаточно эмоциональном отношении к природе. Подобный упрек сделать легче, чем оценить в них ту степень равновесия, где романтическая живость, эмоциональность включались обязательно как преодоленный момент собственного мироощущения, что свойственно и лучшим стихотворениям Тютчева.

Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... ценил работы рано умершего талантливого пейзажиста М. Лебедева Лебедев Михаил Иванович Лебедев Михаил Иванович [1811—1837] Русский живописец. Родился в семье крепостного, но в 1820-е годы в Эстонии отменяется крепостное право, и Лебедев получил возможность поступить в гимназию. Исключительная художественная одаренность юноши замечена, у него появляются высокие покровители,..., в частности его пейзаж «Кастель ГандольфоЛебедев М. И. Вид Кастель-Гандольфо близ РимаВид Кастель-Гандольфо близ Рима. 1836Холст, масло., 45 x 64Государственный Русский музей». Но вот что он писал в 1836 году в письме к отцу: «Вы говорите, что Лебедев Лебедев Михаил Иванович Лебедев Михаил Иванович [1811—1837] Русский живописец. Родился в семье крепостного, но в 1820-е годы в Эстонии отменяется крепостное право, и Лебедев получил возможность поступить в гимназию. Исключительная художественная одаренность юноши замечена, у него появляются высокие покровители,... попал на одну доску с нами. В его ландшафтах не нахожу характера итальянского. Трудно поверить, чтобы манера, им принятая, вывела его на классическую дорогу,  тем  более  что  в  нем  никакой  искры  нет — фантастического, идеального, изобретательного». На первый взгляд это высказывание кажется противоречивым. Почему Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... говорит о фантастическом и изобретательном в пейзаже, когда сам стоит на позициях серьезного изучения прежде всего самой натуры, и почему такие слова, как «характер итальянский» и эпитеты «фантастичный», «изобретательный», стоят почти рядом? По-видимому, когда Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... пишет, что в работах М. Лебедева Лебедев Михаил Иванович Лебедев Михаил Иванович [1811—1837] Русский живописец. Родился в семье крепостного, но в 1820-е годы в Эстонии отменяется крепостное право, и Лебедев получил возможность поступить в гимназию. Исключительная художественная одаренность юноши замечена, у него появляются высокие покровители,... нет «характера итальянского», то это означает не что иное, как повышенные требования к натурной работе с отысканием наиболее характерных свойств предмета. Необходимое же прибавление таких качеств, как «искры фантастического», можно рассматривать в плане романтического одухотворения природы, преображенной возвышенной идеей. (Шеллинг писал в «Философии искусства», что абсолютный мир «можно реально созерцать лишь с помощью фантазии».) Ведь именно этот опыт приобрел художник в работе над собственными пейзажами.  Так, постижение конкретных черт натуры («характер итальянский») в сочетании с одухотворенным выражением пластической идеи должно вывести на классическую дорогу, где классическое предстает как «идеальное».

Среди русских колонистов в Риме эти устремления Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... не встретили поддержки. Иванов вообще был на особом положении; он оказался неподвластным условиям, которые мог диктовать заказчик самим типом пользовавшегося популярностью видового пейзажа. И сам художник не скрывал, что стоит за жесткое разделение жанров. Только историческая живопись, по его мнению, может выполнить высокое назначение искусства. «Иванов опять ищет пень для третьего плана картины» — такая реакция на очередную летнюю поездку художника на этюды была не удивительна в русской колонии в Риме, где большинство пейзажистов были видописцами академического плана.

Действительно, им трудно было понять, зачем понадобилось Иванову Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... длившееся десятилетиями изучение конкретных мотивов природы для исторической композиции, действие которой происходит не в Италии. Разве для доподлинной передачи атмосферы события, представлявшегося художнику историческим фактом, необходимо каждое лето писать пейзажи? Если бы это был еще тот самый «пень», то есть «портрет местности». Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., хотя Общество поощрения художников и не пустило его в места, где происходит действие картины, не раз услышит упреки по поводу отсутствия этого «портрета местности». Стремление же передать материальность простейших элементов природы — деревьев, камней, воды, — создать с помощью цветовых контрастов напряженное пространство в пейзажах, чтобы в картине дальняя фигура Христа не слилась с окружающим ландшафтом, — все это отдалило Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... не только от непосредственно окружавших его художников. Развитие Иванова-пейзажиста пошло по пути, которому нет аналогий ни в русском, ни в западноевропейском пейзаже.

Но вернемся к кратко намеченной выше истории пейзажной живописи. В ней четко прослеживаются две линии. Одна из них (имеющая меньше приверженцев) опирается на рациональное преображение натуры, другая — на поэтически-непосредственное. Можно ценить в пейзажах Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... большую, по сравнению с предшественниками, непосредственность восприятия природы. Пейзажи русского художника, в которых налицо пленэрные завоевания, замечательны тем, что на несколько десятилетий опередили достижения импрессионистов. Очень легко при рассмотрении этих пейзажей увлечься необычными для того времени рефлексами, синими тенями, говорить прежде всего о том, какой огромный скачок сделан после «черной» неколористической живописи классицистов. Действительно, Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... раньше других решил новые живописные задачи. Хотя в конечном счете пленэрные достижения импрессионистов значительно шире, они осуществляли свои стремления более последовательно, да и сама внешняя оболочка природы у импрессионистов гораздо «наряднее».

По-видимому, при исследовании пейзажей Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... следует отказаться от стереотипного изучения пленэрного мышления художника прежде всего с точки зрения передачи мимолетного состояния природы с особенностями атмосферы, которые определяются конкретным «часом» этого состояния, потому что здесь неминуемы те взаимоисключающие анализы, о которых говорилось во введении. Пример этих ошибок должен привести к выводу, что пейзажи Иванова следует рассматривать в русле иной традиции. Необходимость толкования природы сквозь призму идеи о духовном перевороте в жизни человечества повернула Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... к пейзажу, представляющему собой синтез наблюдений конкретных ландшафтов и размышлений о прошлом, будущем и настоящем мира, то есть приблизила его к философскому, героическому пейзажу XVII века. Таким образом, пейзажи Иванова являются продолжением (хотя и на другом историческом этапе) традиции иного характера, отличной от основной лийии развития пейзажа XIX века. Если Пуссен, создавая в мастерской пейзаж, думал о прекрасной Аркадии, то Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... при взгляде на итальянскую природу, согласно его словам, радовался, «видя сродство с идеями, которые приобрел посредством книг». Это помогло формированию возвышенного взгляда на природу при работе с натуры. Современники Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... считали, что увидеть пуссеновский мотив в природе невозможно.