Иванов Александр Андреевич [1806—1858]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Александр Иванов. Две линии развития пейзажа в живописи. 1974. Автор: Г.А. Загянская

Возвышенное философское восприятие природы формировалось в труднейших условиях. Во многом оно определялось тем, что поиски А.А.Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... шли вразрез с общими устремлениями. Чтобы пояснить вышесказанное, необходимо вкратце остановиться на развитии пейзажного искусства, выделив из него несколько основных линий.

«Нас окружает мир, не созданный нами, отличный от нас и живущий своей жизнью. Это деревья, цветы, травы, реки, холмы, облака. Столетия они возбуждали в нас любознательность и внушали нам благоговение. Они служили предметом восхищения. Наша фантазия воссоздавала их, когда мы хотели выразить наши душевные чувства. И мы стали рассматривать их как дополнение к идее, которую мы именуем природой. Пейзажная живопись знаменует этапы в нашем понимании природы», — писал английский историк искусства Кеннет Кларк. Какие же «этапы в нашем понимании природы» следует выделить прежде всего? Родоначальник классицистического пейзажа Пуссен внес в понимание природы рационалистические элементы, изображая ее такой, какой она могла бы быть в идеале. В мире его природы могут обитать лишь герои. Но в последующих классицистических пейзажах элементы натурного восприятия и воображения не могут столь органично между собой сочетаться. Постепенно наблюдение классициста, возведенное в абсолют, становится уже ненужным. Рациональному мышлению наносится со стороны романтиков мощный удар, от которого оно будет периодически приходить в себя, вырабатывая новые формы «гибридного классицизма», но искусство так и останется романтизированным. К XIX веку от пейзажа требуется «портрет местности» в соединении с личными чувствами художника. Позднее эти чувства назовут «хламом людских настроений, навешиваемых на природу» (выражение Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР....), хотя в применении к романтическому пейзажу первой половины XIX века это, пожалуй, слишком сильное выражение.

В разных странах параллельно развивается несколько школ романтического пейзажа, романтического преображения природы. Мы выделим из них те, которые помогут нам выявить своеобразие достижений Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны....

Немецкие пейзажисты берут мотивы, как будто внешне похожие на ивановские, — горы, долины, море. У них есть интерес к передаче конкретного вида, его особенностей. Стремление к непосредственному изучению все более нарастает от Фридриха и Рунге к Оливье, Кателю, Карос-фельду, но в конечном счете такое изучение необходимо художникам лишь для того, чтобы низвести природу до своих переживаний, пригласить зрителя разделить с ними их чувства. Одновременно с нагнетанием чувств происходит утрата конструктивной выразительности; «спиритуализованный» пейзаж немецкой романтической школы оказывается неспособным к пластической трансформации. Перенесение человеческих чувств на природу образует набор ассоциаций, который становится вскоре привычным. И хотя пейзаж получается картинным (как и у классицистов), это красота живописного вида, а не то прекрасное, которое Гёте определял как «манифестацию сокровенных сил природы».

Кстати, высказывание назарейцев о большой картине Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., считавших, что у русского художника «материальное превышает идеальное», характеризует тяготение немецкого искусства XIX века к спиритуализации формы в ущерб ее пластической содержательности (у назарейцев это еще сочетается с пассивным подражанием средневековому искусству).

Во французском пейзаже первой половины XIX века при наличии произведений «гибридного» классицизма и романтизма на первое место выходят барбизонцы с их «возведением на трон» обыденного. В какой-то мере они являются продолжателями традиций голландских пейзажистов XVII века, усиливая момент непосредственности восприятия природы. От барбизонцев лежал нуть к реформам импрессионистов, где «зрительное восприятие, оптическое впечатление было обязательной, деспотической, но при этом единственной связью между художником, и миром действительности».

Академическая пейзажная живопись в России также претерпевает лишь внешние изменения. Видописец-документалист типа М. Воробьева, учитывая требования времени, набрасывает лишь приятный романтический флёр на детально «снятый» вид конкретного места. Воробьев говорит о том, что в природе нет мотивов Пуссена. Одновременно с этим развивается другая, более непосредственная линия поэтического преображения природы у С. Щедрина Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812..., М. Лебедева Лебедев Михаил Иванович Лебедев Михаил Иванович [1811—1837] Русский живописец. Родился в семье крепостного, но в 1820-е годы в Эстонии отменяется крепостное право, и Лебедев получил возможность поступить в гимназию. Исключительная художественная одаренность юноши замечена, у него появляются высокие покровители,.... Именно эта линия получит дальнейшее развитие в русском пейзаже последующих периодов.

При всей значительности достижений С. Щедрина Щедрин Сильвестр Феодосиевич Щедрин Сильвестр Феодосиевич [1791—1830] Русский живописец. Пейзажист. Учился в Академии художеств (1800-1811). Получил Большую золотую медаль за дипломную картину «Вид с Петровского острова», что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812... у него, в особенности в поздний период, как это прекрасно показал А. А. Федоров-Давыдов, «поэтическое переживание подчеркивается и усиливается потому, что оно уже теряет свою непосредственность и целостность». Так, в романтическом пейзаже (наряду с его достижениями) идея о том, что природа и цивилизация — это две полярные силы, которые лишь изредка могут соотноситься друг с другом, наглядно демонстрировала тенденцию к разрушению гармонически целостного представления о мире. Аналогичный процесс происходил и в поэзии, хотя и с гораздо меньшими потерями, равно как и с большими достижениями. Сравнивая строки Пушкина «Волнуйся подо мной, угрюмый океан» и тютчевское «Дума за думой, волна за волной — два проявленья стихии одной», Н. Я. Берковский пишет, что «волны океана суть у Пушкина не что иное, как именно волны океана, волны материальные, природе материальных вещей принадлежащие.
В элегии велик соблазн объединить в одно волнение души с морским волнением, но все же Пушкин не позволяет двум категориям сплыться так, чтобы граница между ними утерялась».