Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
В картинах «У могилы героев», «Молдавский чабан» Алексей Александрович показывает красоту и безбрежность просторов края.
В работах 40-х годов постепенно исчезает жесткость силуэтов и склонность к локальному цвету. Появляются качества мягкой живописности, прозрачности цвета — характерные для природы Молдавии.
Именно 40-е годы определили путь дальнейшего развития творчества Алексея Александровича.
Творческий успех отца в эти годы был трудным успехом.
Много времени занимала работа в Союзе художников. Иногда днем он не успевал заглянуть в мастерскую.
Холсты, грунты, кисти, краски, рамы — все было проблемой. Жизнь стертым кистям он продлевал, подогревая на спичке металлический ободок и вытягивая из него щетину.
Отец не любил писать на использованном холсте, он его отмачивал, скоблил и стирал. Грунтовать холсты тоже приходилось самому. На подрамнике он вел записи-наблюдения за поведением грунта.
Записные книжки тех лет свидетельствуют и о его большом интересе к технике живописи. Он часто для памяти фиксирует — «…обратить особое внимание на технику подмалевка, рисунка, прокладки. «Осмотр старого дома» Крамского — удивительно интересная в этом отношении вещь. Рисунок и прокладка, почти гризально, но в найденном тоне, по которому писать это значит только уточнять, дополнять, расширять, но не изменять, не переделывать, как это обычно делают»». Алексей Александрович также придавал большое значение копированию, относясь к нему как к одному из лучших видов учебы у любимых мастеров. Он считал, что только так можно подробно ознакомиться с почерком художника. Поэтому неудивительно, что после копий с офортов Рембрандта, а также живописи Рафаэля, Тициана, Гойи, он делал натурные рисунки в подражательной манере, рисовал почти каждый день, считая, что ежедневное рисование необходимо художнику как разминка.
После войны у нас дома очень часто за столом у керосиновой лампы собирались порисовать друзья отца. Особенно часто приходили Дж. Юстер,
, С. Чоколов, К. Кобизева. Этих разных людей объединяла не только страсть к искусству, но и тяга к общению друг с другом. Увлеченные рисованием, художники постепенно прекращали начатый разговор. Потрескивала затопленная печь. Длинные тени волновались на стенах почти пустой квартиры.Рисунки Алексея Александровича этого времени несут на себе очарование сходства, умение передать настроение и характер изображаемого. Позировали соседские ребятишки, задержавшиеся гости, а также случайные посетители. В альбоме тех лет есть рисунок с Володи -печника, в нем удачно передан самоуверенно-иронический вид этого человека. Тут же и рисунок с парнишки -почтальона: посидеть, погреться он согласился, но пройти в комнату дальше дверей не захотел. Так и сидит на фоне двери, закутанный в неуютные послевоенные одежды оробевший паренек, по-крестьянски положив руки на колени.
К сожалению, друг друга художники почти не рисовали. Но к этому времени относятся портреты Юстера, написанные с членов нашей семьи. Рисующим позировала Татьяна Анатольевна — искусная рукодельница, с вязаньем или шитьем в руках. Часто рисовали и нас с братом.
Я любила позировать папе. Мне, уставшей от безмолвного сидения, он рассказывал сказки, придумывать которые был большим мастером. Разнообразию сюжетов, тем, фантазий — не было конца.
На одном из портретов я изображена маленькой девочкой на фоне нашего дворика, где когда-то Малешевская писала свои натюрморты.
Закомпанован портрет очень естественно в редком формате овала. Написан он широко, легко, в сложном серебристо-сером колорите, характерном для творчества отца 40-х годов. Эти годы были для него временем неустанного совершенствования мастерства. Оно выражалось в постоянном изучении живой натуры в этюде и рисунке, в усиленном внимании к технологии и технике живописи, в копировании, в углубленном изучении искусствоведческой литературы, а также в общении с коллегами.
Алексей Александрович очень ценил беседы и встречи с интересными образованными людьми.
Приезжавших художников, искусствоведов, знакомых и незнакомых, он обязательно приглашал к себе в мастерскую. Некоторые из них останавливались у нас погостить. Отец был радушным хозяином.
Запомнился мне приезд сутулого, худого, немного странного
а с семьей. Папа был с ним знаком по временам учебы во ВХУТЕИНе. Он рассказывал о необычных его работа, которые Роберт Рафаилович показывал ему в Москве. С Фальком Алексей Александрович много спорил. Они сражались и за шахматной доской. По вечерам ходили на этюды. В память об этом времени у нас много лет висит маленький этюд Фалька, подаренный папе.Много в творчестве
а отец не принимал, но очень высоко ценил его как колориста и широко образованного художника.Каждый приезд А.А. Федорова-Давыдова доставлял нам всем большую радость. Человеком он был очень сосредоточенным и необычайным тружеником. По рассказам папы, учитель был дотошным и азартным исследователем русского искусства, о чем красноречиво свидетельствуют его замечательные труды.
После посещения учителя осталась книжка «Семен Щедрин» с надписью: «Тезке по имени и по языку с любовью острой, как кишиневский перец, и легкой, как кишиневское вино».
Приезды крупных деятелей искусства вносили заметное оживление в провинциальную, в общем-то, жизнь Кишинева послевоенных лет.
Отец охотно и многим показывал свои работы. Внимательно прислушивался к дельному совету, к критическому замечанию, считая, что без них не может существовать художник.
В 1949 голу он пишет о необходимости организации в Союзе художников Молдавии критической секции. /
. Художники и скульпторы к юбилею республики. — «Советская Молдавия»,1949, 2 августа./ Его и в последующие годы беспокоил дилетантизм в критике, неспособность, а иногда и неумение или нежелание говорить правду. Алексей Александрович четко формулирует прекрасную мысль о том, что «критика- это система существования искусства в обстановке всеобщей ответственности».Советское правительство высоко оценило вклад А.А. Васильева в развитие молдавского изобразительного искусства, наградив его орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», а также медалью «За доблестный труд».
В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета МССР ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств МССР.
На обратной стороне фотографии рукой А. Васильева написано: Алексей Александрович Федоров-Давыдов, Ирина Hиколаевна и их сын Герман с Ярославом Васильевым на ул. Котовского. Кишинев, 18 августа 1948 года.