И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко
Прожив год в Чугуеве, осенью 1877 года поселяется в Москве в Большом Теплом переулке у Девичьего поля. Рядом вместе со своим другом художником Р. С. Левицким снимал дом . находится в расцвете творческих сил. Ему едва исполнилось тридцать три года, и он переполнен замыслами будущих картин. Он хочет написать картину о крестном ходе. Такое шествие наблюдал в Чугуеве. Народ шел к месту, где была найдена чудесным образом появившаяся икона, ставшая местной святыней. В то время о таком крестном ходе говорили: «Идти на корень». Художника привлекает возможность показать множество характеров, социальных типов и, разумеется, социальные противоречия. В начале 1878 года сообщает своему старшему другу, крупнейшему идеологу передвижничества художнику : «Москва удобна для исполнения моих затей: 1) «Несение чудотворной иконы на корень». Со всей святостью поднялся православный люд и несут торжественно явленную в лесу к месту явления, народу видимо-невидимо... для всего я найду, для проверок, материал в Москве и окрестностях.
2) «Сельская школа» (экзамены). Это тоже уже запримечено здесь.
3) «Царевна СофьяЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея». Это уж совсем по соседству все».
Тогда же задумал картину «Проводы новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей», развивающую тему написанных в Чугуеве полотен «Возвращение с войны», «Герой минувшей войны"На родину". Герой минувшей войны. 1878Холст, масло, 50.8 x 34.2 Государственная Третьяковская галерея» на темы только что окончившейся русско-турецкой войны.
«Явленная икона», «Сельская школа», «Царевна СофьяЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея», «Проводы новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей» — это главные «затеи» Репина. Не все они были осуществлены. Например, от работы над картиной «Сельская школа» художник отказался, а картину «Явленная икона» он завершил в 1924 году. Но зато возникла близкая по сюжету картина «Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея», составившая эпоху в русской живописи. Помимо работы над этими сюжетами, Репин постоянно «отвлекался»: то он пишет портрет, то пейзажный этюд, то набрасывает на листке бумаги эскиз новой картины.
Зимой 1877/78 года в Москве часто посещал дом Саввы Ивановича Мамонтова на Садовой-Спасской. Приходили сюда и с Левицким, , , и другие. Часто приезжал из Одессы профессор Новороссийского университета П. А. Спиро. Обычно по четвергам и воскресеньям собирались на рисовальные вечера. Елизавета Григорьевна, жена Мамонтова, читала вслух. Для чтения она выбирала что-нибудь из Шекспира, Пушкина, Шиллера, Гоголя, Лермонтова, Алексея Толстого, Фета, Тютчева, Некрасова. Нередко читали статьи по вопросам искусства.
Устраивали и музыкальные вечера. Художники очень любили хозяйку дома и называли ее «наша мама», хотя ей тогда было тридцать лет. 18 февраля 1878 года произошло событие, которого ожидал с нетерпением: он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок (раньше 1878 года художник не мог стать членом Товарищества, поскольку не истек срок его пенсионерства и он числился при Академии художеств). Это событие стало важным и в истории передвижничества, ибо Товарищество в лице приобрело одного из талантливейших художников своего времени, бескомпромиссного правдоборца. Репин сам называл себя шестидесятником, живущим идеалами Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого. Он считал, что должен выражать свои идеалы в реалистическом искусстве. «Действительность, — писал художник, — слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням...». Еще в 1874 году Репин спорил с в письме из Парижа: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. И здесь наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы, как мне кажется; краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».
Летом 1878 года после непродолжительной поездки на Кавказ поселяется в Абрамцеве — в «Яшкином доме». Специально для художников Мамонтов построил мастерскую с четырьмя комнатами, светелкой наверху, террасой, крытым двором и сараем. Названием своим дом обязан трехлетней дочери Мамонтова Верушке, получившей за пристрастие к местоимению «я» прозвище Яшка. Поскольку трехлетняя Вера считала этот дом своим, его так и называли «Яшкин дом».
Главной работой Репина этим летом в Абрамцеве были эскизы и этюды к «Проводам новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей». Двор, изображенный на картине, художник «списал» с двора крестьянина Матвея Рахмановского в деревне Быкове близ Абрамцева. Сохранились сделанные в это время этюд «Обнимающиеся крестьянкиДве женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки). 1878Бумага, акварель, 29.9 x 20Государственный Русский музей», рисунок и этюд маслом дворика в деревне Репихово, расположенной неподалеку от Абрамцева, и другие подготовительные работы к картине. Вероятно, во время одной из бесед с Мстиславом Викторовичем Праховым Репин сделал его карандашный портрет. Старший брат искусствоведа Адриана Прахова, он был давним приятелем . С семьей Праховых художник познакомился во время своего поступления в Академию художеств. Мстислав Прахов был незаурядным человеком. Историк, филолог, поэт, один из первых переводчиков Гейне и Гафиза. За активное участие в студенческих волнениях в Петербургском университете в 1861 году он с другими «зачинщиками бунта» просидел десять недель в Петропавловской крепости. В начале августа 1878 года в Абрамцево приезжал Иван Сергеевич Тургенев. Он много рассказывал о семье Аксаковых, с которой был дружен, о жизни в Абрамцеве в аксаковские времена. С Тургеневым познакомился еще в Париже в годы пенсио-нерства на «четвергах» у певицы Полины Виардо, где часто бывал вместе с . Салон Виардо посещали писатели, музыканты, художники. Там познакомился с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном, Шарлем Гуно. Тургенев тогда коллекционировал живопись, и нередко Репин сопровождал его в отель Друо на аукционы картин. Здесь они спорили о новом явлении в живописи — импрессионизме. Репин приехал в Париж за несколько месяцев до открывшейся в апреле 1874 года первой выставки импрессионистов. Он сразу сумел оценить колористические возможности живописи на пленэре. Термин «пленэр» вошел в русский язык из французского. Живопись еn рlеn аir — значит живопись на открытом воздухе. Импрессионисты, и одним из первых Эдуард Мане, начали изображать природу и предметы во взаимодействии со световоздушной средой. Это привело к тому, что цвет, присущий непосредственно предметам, иначе говоря, их локальный цвет стал меняться в зависимости от освещенности солнцем и рефлексов от близлежащих предметов. Живопись импрессионистов привлекала Репина. Но его настораживало то, что в своих работах импрессионисты жертвовали выразительными возможностями пластических объемов, подчиняя их прихотливой игре света, форма предметов теряла свою осязаемость. решил не идти вслед за импрессионистами, а самостоятельно работать на пленэре. Два лета—1874 и 1875 годов—он провел в нормандском городке Вёле, где писал этюды на открытом солнце. Работая в Москве, Репин использовал опыты пленэрной живописи в своих картинах и этюдах.