И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко
Хотя крепостное право в России было отменено, ограниченность правительственных реформ была очевидной. С нарастанием революционного движения усиливалась реакция. В 1877 году в Петербурге состоялся процесс 193-х. В следующем году был опубликован «Обвинительный акт по делу о революционной пропаганде в империи». Дело 193-х революционеров-пропагандистов прогремело по всей России. Непосредственно под его впечатлением начинает в Абрамцеве писать картину «Арест пропагандистаАрест пропагандиста. 1880—1892Дерево, масло, 34.8 x 54.6Государственная Третьяковская галерея». Художником сделано два варианта этой картины. Первый вариант относится к 1878 году. Над вторым Репин работал с 1880 по 1892 год. В варианте 1878 года драматизм события выражен несколько упрощенно. Пропагандист привязан к столбу посреди избы. На первом плане спиной к зрителю стоит крепкий старик в добротной одежде, видимо, из тех, кого в деревне называли мироедами. Справа чемодан с бумагами, которыми усыпан и пол вокруг. В избе многолюдно, но активную роль в композиции играют двое — мироед и пропагандист. Они в упор смотрят друг на друга, сознавая, что являются непримиримыми врагами, потому что они враги классовые. Уничтожающую характеристику мироедам дал М. Е. Салтыков-Щедрин в сборнике очерков «Мелочи жизни»: «[...] слово «совесть» имеет для него значение, обнимающее очень ограниченный круг нравственных представлений самого ходячего свойства. Он рассуждает так: «Я выбрался из нужды — стало быть, и другие имеют возможность выбраться; а если они не делают этого, то это происходит оттого, что они не умеют управлять собою. Учить их некогда, да и незачем, а надо просто-напросто есть их, хотя бы ради того, чтобы личный их труд не растрачивался на ветер, а где-нибудь производил бы накопление». «Где-нибудь» — это у него. Отсюда название: «мироед».
Кулаки-мироеды были порождением пореформенной России. Их появление знаменовало собой социальное расслоение деревни, возникновение в ней дельцов капиталистического образца. В пропагандисте мироед сразу почувствовал угрозу своему существованию. Нравственный поединок между пропагандистом и мироедом является психологическим стержнем картины. Эта основа сохранилась и во втором варианте картины, но Репин «снял» прямое прочтение темы, отодвинув фигуру мироеда в тень, одновременно делая основным героем революционера. «Арест пропагандистаАрест пропагандиста. 1880—1892Дерево, масло, 34.8 x 54.6Государственная Третьяковская галерея» говорит о большой социальной чуткости Репина, о прекрасном знании им народной жизни, о душевной причастности художника к народу. Эта картина стала первым в русской живописи произведением на революционную тему. Зиму 1878-79 года напряженно работает над «Явленной иконой» и «Царевной СофьейЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея». «Явленная икона» подвигалась с трудом. Найдя тему крестного хода, , по меткому определению , попал «на золотоносную жилу», но в решении этой темы все не хватало остроты. В этом убеждала прежде всего фигура священника, прообразом которого стал чугуевский дьячок Уланов. Тот самый Уланов, с которого был написан портрет «ПротодиаконПротодиакон. 1877Холст, масло, 125.5 x 97.5Государственная Третьяковская галерея». Картина должна была звучать сильнее портрета, но «Протодиакон» словно заколдовал «Явленную икону». На протяжении почти пятидесяти лет возвращался Репин к «Явленной иконе», но безуспешно.
Зато «Царевна СофьяЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея» работалась быстро и к концу 1878 года была уже завершена. Простота композиции картины — все сосредоточено на единственном действующем лице— требовала точной и емкой психологической характеристики. Сторонники царевны Софьи учинили бунт стрельцов. Петр I безжалостно расправился с непокорными. Заточенная в Новодевичий монастырь, царевна Софья не только не примирилась с поражением, но и оттуда руководила заговором. В отместку царевне Петр повесил бунтовщиков перед окнами ее кельи.
Этот момент изобразил . Софья не потеряла присутствия духа, напротив, она поглощена планами мести. В образе царевны Софьи художник показывает драматизм петровского времени, сопротивление реформам и жестокость, с которой они насаждались.
не сразу нашел образ царевны Софьи, женщины недюжинного ума и сильного характера. Прототипами послужили несколько женщин. Репин сделал этюд с писательницы Елены Ивановны Бларам-берг-Апрелевой. Познакомился он с ней летом в Абрамцеве. Бларамберг-Апрелева, писавшая под псевдонимом «Ардов», в свою очередь использовала Репина в качестве прототипа для образа художника Горошанского — одного из героев своего романа «Руфина Каздоева». Известно также, что для царевны Софьи позировали домашняя портниха Репиных, С. А. де Бове и В. С. Серова — мать ученика Репина, будущего художника . Картина была экспонирована на седьмой передвижной выставке в начале 1879 года под названием: «Правительница Царевна Софья Алексеевна, через год после заточения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги, 1698 года». Пространное название картины не только объясняет исторический сюжет, но и содержит определенный и недвусмысленный выпад против неограниченной монархической власти. Софья была изображена заключенной в монастыоь без суда в момент пытки «всей (курсив мой. — В. П.) ее прислуги», то есть пытали виноватых и невинных. высоко оценил «Царевну Софью», он писал художнику: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «БурлаковБурлаки на Волге. 1872—1873Холст, масло, 131,5×281 смГосударственный Русский музей» это наиболее значительное произведение, даже больше, — я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».
Зато В. В. Стасов, с присущей ему бескомпромиссностью, резко критиковал репинскую «СофьюЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея». Он считал, что историческая живопись не соответствует свойству таланта , что у того отсутствует способность к изображению исторических сюжетов. Стасов был убежден, что художник ложно трактовал образ царевны: «Софья бросилась бы стремительно к окну, — писал он в газете «Новое время», — все тело бы ее рванулось вперед, как зверь к решетке, к врагам». Однако время показало, что В. В. Стасов был неправ, и талант Репина в исторической живописи проявился блестяще. Все свободное время Репин проводил в кругу друзей, собиравшихся в доме Мамонтова. Встречи происходили по четвергам и воскресеньям. Слушали чтение Елизаветы Григорьевны, рисовали, музицировали. Иногда читали в лицах пьесы. Например, при чтении «Бориса Годунова» выпала роль Самозванца, Бориса читал П. А. Спиро, читал Пимена. Со временем почувствовали, что двух дней не хватает. Стали встречаться еще и по пятницам.