И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко
Лето 1881 года провел в Хотькове и в Абрамцеве. В конце мая он работал над подготовительными рисунками к портрету выдающегося русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. В три сеанса он исполнил живописный портрет, а затем вылепил бюст. Художник сообщает 4 июля из Хотькова коллекционеру П. М. Третьякову: «Пирогов мой почти готов; бюст вышел хороший, сходством полнее, чем в портрете». Но главной работой этого года оставались этюды к «Крестному ходу». В той массе странников, что устремлялись из городов и весей российских через Хотьково к Троице-Сергиевой лавре, неутомимо выискивает именно те типы и характеры, которые, соединившись в огромную толпу, представят в картине Россию последней трети XIX века. Как и в прошлом году, он пишет горбуна-послушника. Репина привлекает тонкое, болезненное лицо в обрамлении белых спадающих волос. Художник увидел возможность показать в образе горбуна духовное начало, заключенное в оболочку физического уродства. Он вдохновлялся примером великого испанца Веласкеса, которого считал одним из лучших живописцев.
«Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея» Репин закончил в 1883 году, уже в Петербурге, но вся основная работа была проделана им в Абрамцеве и Хотькове. В «Крестном ходе» Репин продолжил опыт пленэрной живописи в сложной тематической картине. В письме П. М. Третьякову от 23 августа 1881 года он писал об этюдах к «Крестному ходуКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея»: «Эту неделю я работал все на солнце, с большим успехом, сделал самые трудные, во всех отношениях, этюды риз диакона и причетника; да еще интересный странник попался (мимо шел), но зато ужасно я устал за эту неделю».
Убедительно передать средствами живописи яркое солнце, идущую в пыли процессию, сияние шитых золотом риз даже для такого выдающегося колориста, как Репин, — чрезвычайно сложная задача. Колористические достоинства «Крестного ходаКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея» в значительной мере были подготовлены опытом работы над «Проводами новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей». был не единственным художником из тех, кто применял достижения пленэрной живописи в процессе длительной работы над картинами. Пленэром много занимались , , и другие. Но наиболее полно и плодотворно в 1870-х—начале 1880-х годов возможности пленэрной живописи были осуществлены в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Позже в русском искусстве выросла плеяда блестящих пленэристов, таких, как , , ; в 1887 году написал картину «Христос и грешницаХристос и грешница (Кто без греха?). 1888Холст, масло., 325 x 611Государственный Русский музей» . В «Проводах новобранцаПроводы новобранца. 1879Холст, масло, 143 x 225Государственный Русский музей» Репин изображает замкнутое пространство крестьянского двора, в «Крестном ходеКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея» — опаленную полуденным зноем пыльную дорогу и процессию. С впечатляющей правдивостью воспроизводит он зной и духоту летнего дня. Но в «Крестном ходе» пленэр является не только убедительным фоном — Репин сумел придать испепеляющему солнечному свету образное начало.
Позже использовал колористические возможности пленэра в картине «Не ждали» (1884—1888). В наши дни эта картина известна каждому с детства. Когда она появилась, то произвела на зрителей огромное впечатление и сюжетом и живописью. В частности, художник и искусствовед восторгался «льющимся через окна серым светом», «душевной содержательностью» картины. В лучших своих произведениях умел при всем внимании к тому, как сделана картина, подчинить изобразительные средства осуществлению творческого замысла. Идейная ценность картины для него прежде всего определялась ее общественным содержанием. Репина отличала большая чуткость к прогрессивным движениям своего времени. Так, в 1881 году написал картину, посвященную женщинам, боровшимся за равноправное участие в общественной жизни. Картина называется «В препаровочной» и изображает слушательницу медицинских курсов, которая с учебником в руках изучает анатомию на вскрытом трупе. На картине надпись, сделанная Репиным: «Посвящается Юлии Федоровне Яхонтовой». Посвящение сделано одной из первых в России женщин-врачей. Гораздо более обобщенный образ современной женщины-революционерки Репин намеревался создать в картине «Не ждалиНе ждали. 1884—1888Холст, масло, 160,5x167,5Государственная Третьяковская галерея», замысел которой возник еще в Москве. Начал же писать ее Репин тотчас после возвращения из заграничной поездки летом 1883 года на даче в Мартышкине, расположенном в окрестностях Петербурга. Вначале главным действующим лицом должна была стать курсистка, неожиданно вернувшаяся из ссылки. Однако, пока Репин работал над картиной, выставил в 1883 году свою картину «КурсисткаКурсистка. 1883Киевский национальный музей русского искусства». И Репин отказался от намерения изобразить девушку как главный персонаж и ввел вместо нее в картину мужскую фигуру.
Но это было уже в Петербурге, а пока живет и напряженно работает в Москве и Абрамцеве. Свободное время он проводит с друзьями. 24 июня 1881 года в Абрамцеве состоялась постановка комедии Саввы Мамонтова «Каморра». Ее веселый сюжет повествовал о злоключениях русского путешественника Петра Ильича в Неаполе. Роль Петра Ильича исполнял . С шутками и песнями предприимчивые каморристы бессовестно обирают простоватого Петра Ильича до нитки. Каморра — название существовавшей в Неаполе бандитской организации. Создана она была по образцу и подобию сицилиан-ской мафии и также состояла в дружеских отношениях с полицией.
Зима 1881-82 года была для не менее заполнена работой, чем предыдущая. Подвигаются «ЗапорожцыЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей», пишется второй вариант «Ареста пропагандистаАрест пропагандиста. 1880—1892Дерево, масло, 34.8 x 54.6Государственная Третьяковская галерея», в разгаре работа над «Крестным ходомКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея», обдумывается новая картина о революционере «Отказ от исповедиОтказ от исповеди. 1879—1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея». Замысел ее возник еще в 1879 году под впечатлением стихотворения Н. Минского «Последняя исповедь», закончена картина была уже в Петербурге в 1885 году. В 1882 году в Москве Репиным был сделан карандашный эскиз, который почти без изменений лег в основу композиции картины «Иван Грозный и сын его ИванИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея». Сам художник так рассказывал о возникновении этого замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., в один из вечеров, я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Пожалуй, невозможно воспроизвести весь круг ассоциаций, возникавших в воображении художника, когда он работал над картиной «Иван Грозный и сын его ИванИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея». Казнь народовольцами 1 марта 1881 года царя Александра II и ответная казнь участников покушения А. И. Желябова, С. Л. Перовской, Н. И. Кибальчича, Т. М. Михайлова и Н. И. Рысакова остро разделили общество по политическим взглядам. Правительственные репрессии заставили многих бывших либералов перейти на реакционные позиции. Очень точно охарактеризовал это время Александр Блок:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только — тень огромных крыл.