К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев
Иногда в абстракционистских произведениях появляются гармоничные красочные сочетания, приятные цветовые аккорды. Но они никак неспособны поднять абстракционистские произведения до уровня картины, точно так же, как произвольный набор рифмующихся слов не дает стиха. Эти краски, эти рифмующиеся слова— только сырой материал, только некоторые элементы для создания художественного произведения.
Глубина и правда изображения жизни в картине, гравюре, скульптуре требуют от художника колоссального труда и нервного напряжения, а абстракционистские произведения можно создавать гораздо быстрее и проще. В печати сообщалось, что французский живописец-формалист Жорж Матье в среднем тратит на создание картины одну минуту и сорок пять секунд. Этот живописец-формалист недавно установил своеобразный рекорд быстроты письма. Выдавливая краски на холст, поливая их бензином, приплясывая на полотне, этот «феномен» написал к заказу одного из венских театров шестиметровое полотно за сорок минут.
Капли красок, брызги, взрывы, глыбы, струи, вихри, неровности и пятна, подчищенные места, каракули, мазня и фон в виде калейдоскопа, как выразился известный итальянский критик Леонардо Борждезе, — все это совсем не требует сознательного, разумного, целенаправленного творческого усилия. Конечно, при желании и процесс создания абстракционистского произведения может сопровождаться нервным напряжением и даже кликушеством, проявлениями истерии, но подлинного мастерства все же не будет, да оно здесь и не нужно.
Очень многие художники-абстракционисты и не владеют мастерством правдивой передачи окружающего мира или безнадежно утратили его. Абстракционистам чужды накопленные веками глубокие художественные знания. Они с презрением и высокомерием отвернулись от великой художественной культуры, созданной усилиями многих предшествующих поколений художников.
Подлинно значительное произведение искусства всегда несет печать своего времени, своего народа, своей нации, даже если темой произведений является жизнь другого народа, другой эпохи. Искусство голландских художников XVII века отлично от искусства Италии того же времени или от искусства Франции. При всем единстве основного творческого метода искусство социалистического Вьетнама имеет свои особенности и отличается от искусства Кореи.
Особенности национальных условий жизни народа, среди которого находится художник, особенности быта культуры, исторического развития налагают неизгладимый отпечаток на произведения искусства. Это сказывается не только в содержании произведения, но и в его форме. Пейзажные работы армянского художника
, отличны от произведений архангельского живописца Д.К. Свешникова не только изображенными мотивами природы — солнечной Армении или занесенной снегом бескрайней тундры, но и колоритом, ярким, красочным, искрящимся — у и холодным, серебристым — у Свешникова.Абстракционистское произведение, поскольку оно является результатом отказа художника от правдивого изображения жизни, лишено национального своеобразия. Бездумная пачкотня американских или японских, канадских или итальянских абстракционистов не позволяет установить в них каких-либо национальных особенностей. Абстракционистские произведения разных стран невозможно не спутать. И правы те товарищи, которые говорили, что если с павильонов различных буржуазных стран какой-нибудь международной художественной выставки снять надписи, то никто не определит, чей это павильон.
Недавно возвратившийся из поездки по Испании Главный дирижер Большого театра Геннадий Рождественский писал о своих впечатлениях от новейшего испанского искусства, где господствует абстракционизм: «Был я и в галерее современной живописи, но там нет и тени Испании. Ее подлинная душа, бессмертие ее народа, отразившееся в национальном искусстве прошлого, напрочь вытравлены в абстрактных полотнах. А там, где умирает смысл, душа народа, выраженная каждым художником по-своему, — там умирает и само искусство...»
Если реалистическое искусство национально, то абстракционистское искусство по своей природе антинародно и космополитично.
Канадский абстракционист Роберт Эйр даже бахвалится этим качеством беспредметного искусства: «Большинство значительных канадских художников сегодня, — говорил он, — не имеют никакого отношения к Канаде. Многие из них никогда не смотрели на нее».
Сторонники абстракционизма обвиняют реализм в однообразии, в унификации искусства. Но этот полемический прием никого уже не введет в заблуждение.
В самом деле, реалистическое искусство, поскольку оно правдиво отражает развивающуюся, безгранично многообразную жизнь, само безгранично многообразно. Достаточно сравнить творчество таких мастеров советского изобразительного искусства, как, например,
, С.А. Григорьев, , Б.В. Иогансон, , , чтобы убедиться в этом.На самом деле уныло, однообразно и скучно искусство абстракционистов. В творчестве абстракционистов унификация искусства доходит до того, что искусство вырождается и теряет свою специфику. «В самом деле, — говорит художник
, — если холсты проткнуты гвоздем, если на них набрызганы краски, без всякой системы, без всякой логики, без всякой видимой эстетической необходимости, то они очень мало отличаются друг от друга. Ну как можно говорить о какой-то творческой индивидуальности, когда основной принцип этого искусства заключается в том, чтобы художники разбрызгивали краску ногами, ездили по холстам на велосипеде, шины которого покрашены?.. Ну, скажите на милость, какая творческая индивидуальность имеется у шимпанзе?.. Буржуазное искусство характерно тем, что яркий художественный язык там стерт совершенно» .Таким образом, абстракционистскому искусству чужды идейность, правдивость, человечность, высокая мораль, народность, национальность, мастерство, то есть все, что составляло самые характерные особенности подлинно великого искусства всех времен и народов.