К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №12

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

АРГУМЕНТЫ, ПОСТРОЕННЫЕ НА ПЕСКЕ

В чем же абстракционисты и сторонники этого течения усматривают смысл, назначение беспредметного искусства?

По их мнению, абстракционистские произведения помогают выражению личности художника, его «подсознательного» мира, его субъективных, часто неосознанных настроений.

Конечно, и во всяком реалистическом произведении находит свое проявление личность художника, его мировоззрение, его характер, темперамент. Вообще, подлинное произведение искусства всегда представляет со-

бой известное единство объективного и субъективного начал при доминирующей роли первого. Это значит, что в произведении дается правдивое отражение объективного мира, реальной действительности. Но, изображая окружающий мир, художник передает его не фотографично, а осознанно, осмысленно. Впечатления от окружающего мира накапливаются художником, осмысливаются и обобщаются, прежде чем они воплощаются в законченном виде на полотне картины или в скульптурном произведении. Личность художника, его мировоззрение, то есть момент субъективный, проявляются как в выборе сюжета, так и в его трактовке. Один и тот же сюжет может быть взят и разработан разными художниками по-разному, даже совершенно противоположно.

Возьмем две картины, которые изображают сцену сражения. В.В. Верещагин Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич [1842—1904] Известный русский художник, мастер батальной картины. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).... в своей картине «Атака» изобразил сцену боя из русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Он показал сражение как народную драму, наполненную ужасом смерти, страданиями, тяжелым напряженным трудом солдат. Поле боя, в изображении художника, — это непролазная грязь, размытая дождем, и доставляющая невероятные мучения воинам земля. Художник демократических взглядов, Верещагин Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич [1842—1904] Известный русский художник, мастер батальной картины. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).... смотрел на войну глазами народа.

Совсем по-иному подошел к изображению аналогичной темы художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. В его полотне «Белый генерал» на первом плане показана картинно-эффектная фигура галопирующего генерала, увлекающая в бой красивых, чистеньких солдат, кричащих «ура!». Даже раненые у Дмитриева-Оренбургокоро — это опрятные и чистенькие люди, размещенные в красивых позах. Для художника война не народная драма, а как бы парад, эффектное, красочное зрелище, предназначенное дли прославления сиятельных военачальников. Не только в трактовке события, в выборе сцены, но и в композиции и колорите произведения выражается личность художника.

Даже в пейзаже, натюрморте проявляются личность художника, его мировоззрение, его отношение к природе, его внутренний склад. Именно потому буйно-красочные натюрморты М. Сарьяна Сарьян Мартирос Сергеевич Сарьян Мартирос Сергеевич [1880—1972] Выдающийся армянский, советский художник. Живописец-пейзажист, график и театральный художник. Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1960). Действительный член АН Армянской ССР (1956). Герой Социалистического Труда (1965). Председатель... отличаются от полных вещественной весомости натюрмортов П. Кончаловского Кончаловский Петр Петрович Кончаловский Петр Петрович [1876—1956] Русский живописец и художник театра, один из создателей группы "Бубновый валет", после Октябрьской революции - крупнейший мастер советской живописи, Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии..., где каждый элемент прославляет силу, богатство, материальность даров природы. Но в основе всякого реалистического произведения лежит, прежде всего, правдивое изображение мира. Личность же художника проявляется через показ этого мира.

В произведениях абстракционистов нет изображения объективно существующей действительности, а есть только проявление субъективного мира, некоего подсознательного «я». Философия художников-абстракционистов — это субъективно-идеалистическая философия, которая отрицает существование окружающего нас мира и признает реальными только наши субъективные ощущения. Если реалисты, являющиеся в философии материалистами, утверждают, что материя первична, а дух вторичен, порожден, в конечном итого, материальным миром, то абстракционисты, как и все идеалисты, считают первичным дух. По их мнению, дух порождает материальный мир. Мир, по мнению абстракционистов, существует только в сознании человека. Кандинский Кандинский Василий Васильевич Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса.... прямо писал, что «дух определяет материю, а не наоборот».

Вот до каких крайних границ нелепости доходят в своих философских взглядах абстракционисты! Между тем, элементарная практика, повседневная жизнь, человеческий разум показывают, что есть абстракционизм или нет, а мир существует, развивается и изменяется. Кончается или не кончается духовная жизнь человека — независимо от этого существуют Земля, Луна, моря и океаны, животный и растительный мир, воздушная оболочка земного шара, его магнитное поле и т. д. Однако изначальная философская посылка абстракционистов влечет за собой целую цепь других нелепых положений. Если дух является первичным, главным, определяющим в .мире, а все остальное ничтожно второстепенным, — значит, надо изображать это «духовное начало» безотносительно к тому, отвечает или не отвечает оно реальности. Более того, чем дальше оно от реального мира явлений и вещей, тем, якобы, лучше, свободнее творчество художника. Таковы рассуждения абстракционистов. Отсюда и происходит дикое сочетание мазков краски, линий и брызг на абстракционистских полотнах. Отсюда и изгнаны поэтому разум, жизнь, правда. Многие абстракционисты отождествляют искусство со сном, с болезненным кошмаром и пытаются передать эти кошмары в хаосе красочных пятен. В результате появляются произведения, непонятные даже их авторам. Родственное абстракционизму формалистическое, упадочное течение в современном буржуазном искусстве — сюрреализм («сверхреализм»), которое широко распространено сейчас в капиталистических странах, ставит даже своей главной целью воспроизводить в картинах и скульптурах сцены галлюцинаций, параноических видений, бредовых ощущений. Если в картинах сюрреалистов и есть отрывочные впечатления от реальных предметов, то сочетание этих предметов настолько нелепо и нелогично, что способно вызвать кошмары, подавить психику алогичностью, жутью. Идеал художника-сюрреалиста — это воссоздание в хаосе красочных и линейных сочетаний ощущений, близких бреду душевнобольного человека. Сюрреализм — родной брат абстракционизма и столько, сколько и он, свидетельствует О полном крахе современной буржуазной художественной культуры.

Но если в произведении нет изображения окружающего мира, нет жизненной правды, идей, проявления разума, нет художественного образа, нет познания мира, то нет и искусства.

Абстракционизм и представляет собой то крайне формалистическое течение, которое разрушает искусство и стоит уже вне его. В одной из своих брошюрок родоначальник абстракционизма Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.... откровенно признался, что абстракционизм, то есть беспредметничество, то есть супрематизм, несовместимы с искусством живописи. «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита, и сам художник — предрассудок прошлого», — писал Малевич Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве..... Абстракционизм делает бесполезным, не нужным для человечества творческий труд художника. Абстракционизм — это продукт гнилостного распада буржуазной культуры, это, как выразился однажды советский скульптор Е.В. Вучетич, «искусство» мертвых, которые пытаются хватать живых».

Подлинный художник, у которого есть сердце, совесть, убеждения, не имеет нравственного права, как патриот и сын своей страны, стоять в своем творчестве в стороне от борьбы народа за светлое будущее. Если художник считает зазорным для себя почетное звание слуги народа и воспитателя масс, он неизбежно скатится к роли лакея узкого круга изощренных эстетов-толстосумов.

Нельзя сказать, чтобы абстракционизм пассивно и безропотно мирился с тем, что широкие массы зрителей его отвергают. В свою защиту и самооправдание абстракционисты выдвигают ряд аргументов. Но аргументы эти построены на песке, а потому не могут предотвратить гибели всего здания абстракционизма.

Излюбленный аргумент сторонников беспредметного искусства состоит в том, что абстракционизм соответствует, якобы, эпохе покорения атомной анергии и космических пространств. На самом же деле абстракционизм не имеет ничего общего с великими научными открытиями и техническими достижениями современности.

Великие завоевания человеческого гения, покорение атомной энергии, космоса — это результат глубочайшего .проникновения человека в тайны природы, результат торжества ясной и целеустремленной мысли. Произведения же абстрактного искусства настолько далеки от разума, мысли, логики, что для их создания иногда достаточно, как мы видели, ослиного хвоста или клюва попугая.

Покорение атома и межпланетные полеты, являющиеся триумфом звания, труда и таланта, возвышают человека над природой, а абстрактное искусство принижает его до уровня неразумного существа. Значит, утверждение о соответствии абстрактного искусства атомному веку является с начала до конца лживым и фальшивым.

Если достижения современной науки и техники явились результатом освоения, переработки и развития научных традиций, то абстракционизм начисто отбрасывает традиции, игнорирует их. Абстракционизм выбрасывает в мусорную яму величайшие открытия художников разных стран и эпох, в том числе учение о воздушной и линейной перспективе, о цвете, о пропорциях, о светотени, рисунке, анатомии. Абстракционисты отвернулись от того огромного научного и творческого вклада, который внесли в сокровищницу художественной культуры Ван-Эйк, Леонардо да Винчи, Тициан, Велаекес, Рембрандт, Манэ, Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... и другие. Они игнорируют мастерство, идейность, гуманизм подлинно великого искусства прошлого. И если современные научные достижения венчают усилия поколений ученых и возвышают человечество, делают его еще большим властелином над природой, абстракционисты обедняют и обкрадывают человечество, игнорируя даже то, что было открыто великого до них, отворачиваясь от традиций.

Наука, техника современности шагнули вперед и еще никогда не были так могущественны, как сейчас. А абстракционизм представляет собой такую низкую и примитивную ступень в художественном развитии человечества, на которой оно никогда не находилось в истории.