Крамской и его учение. 1945. Автор: Н. Машковцев. Издательство «Искусство»
В 1857 году
приехал в Петербург. И здесь он продолжал свою ретушерскую деятельность. Фотографы, у которых он работал, сначала Александровский, а потом Деньер, прославились благодаря его ретуши. К ним приезжала сниматься придворная знать и все знаменитости столицы. Имя Крамского стало также известным. К нему шли учиться ретушерскому искусству не только ремесленники, но и студенты Академии художеств. Новые знакомцы скоро заметили замечательный талант Крамского. Особенно сильно уверовал в него , будущий исторический живописец, который постоянно советовал Крамскому бросить занятия ретушью и поступить в Академию.На этот шаг
долго не решался. Ретушь давала ему хороший постоянный заработок. Но главное было в том, что, имея дело с готовым плоским изображением, Крамской испытывал понятное чувство робости перед натурой. Он не мог себе представить, как сумеет перевести объемную форму с живой светотенью на плоскость листа бумаги или холста. Между тем для поступления в Академию требовалось представить рисунок с гипсовой головы. Наконец Литовченко уговорил Крамского попытать силы в самостоятельном рисунке. Сначала Крамской начал рисовать гипсовую голову Венеры, но был сам недоволен этим рисунком, а затем превосходно изобразил трудный и запутанный рельеф головы Локона. Этот рисунок удовлетворил требованиям академических экзаменаторов, и осенью 1857 года Крамской был принят в Академию.Летом 1858 года произошло событие, всколыхнувшее до дна всю художественную жизнь России. Из Италии была привезена картина Явление МессииЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» — плод беспримерного двадцатипятилетнего труда художника. Она была выставлена вместе с бесчисленным множеством этюдов к ней в Античной галлерее Академии художеств. Картина всех поразила своей новизной, суть которой трудно было сразу осознать. Академия была оскорблена ее смелым реализмом. Приверженцев Академии особенно возмущала живопись обнаженных тел с сильными цветовыми рефлексами; художник стал лицом к природе и стремился изгнать из своей живописи все условные и общие приемы. Сам Иванов почти безотлучно находился на выставке, давая объяснения и особенно охотно разговаривая с молодежью. Есть основание думать, что он познакомился и с . Между тем враги Иванова, почуявшие в его живописи потрясение основ своего искусства. начали интригу, пользуясь клеветой через печать и стараясь уронить и очернить Иванова в глазах власть имущих. Неожиданно Иванов заболел и умер через три дня.
«Его похороны, в которых приняли участие все молодые художники и все ученики Академии, были не только искренним выражением горя, но и демонстрацией сочувствия к тем новым началам искусства, которые проповедовал и осуществил в своей живописи
. Сейчас же после его смерти появились статьи, разъяснявшие значение его творчества и суть его оппозиции к академической живописи. Иванов стал Знаменем молодого поколения русских художников. В бумагах сохранился текст его статьи (напечатанной уже после смерти самого Крамского) об Иванове, которая содержит в себе очень важные мысли о новом искусстве. Крамской писал, обращаясь к Иванову: «Твоя картина будет школой, в которой окрепнут иные деятели, и она же укажет многим из молодого поколений их назначение. Да, твоя картина — для художников!..»И далее
высказывает мысль, поражающую своей новизной и смелостью: «Хотя и жаль и грустно расстаться с образцами древних, художник должен пожертвовать своей любовью для любви к людям».Таким образом в (картине великого традиционалиста
увидел любовь к жизни, живых людей, воспринял Иванова как реалиста, обращенного к действительности.Уже на второй год пребывания в Академии
подвергает критике самую основу академической эстетики — слепое подражание классическим образцам, которые не должны и не могут заслонять человеческой жизни. Любовь к живому человеку должна быть сильнее любви к старому искусству, как бы совершенно оно ни было. Вот истинное основание нового искусства.Но академическое обучение все же, несомненно, развивало художественные способности
. Его рисунки и композиции были неоднокоатно отмечены наградами. За композицию «Умирающий Ленский» (1860) Крамской получил первую серебряную медаль. Ее нужно считать первой самостоятельной работой художника. Образ Ленского, созданный Крамским, имеет мало общего с образом поэта-романтика 20-х годов из «Евгения Онегина». Крамской не побоялся его осовременить, придав его облику черты воли и мужественного страдания. Под ним могли бы быть подписаны стихи того времени:
Милый друг, я умираю
Оттого, что я был честен.
Получение первой серебряной медали
отпраздновал своеобразно. Незадолго до того он переехал на новую квартиру на 6-ю линию Васильевского острова. Это был маленький флигель о трех комнатах в саду, в глубине двора. Вместо попойки, как это водилось между художниками, Крамской предложил друзьям литературное чтение, беседу и занятие рисунком, пример чего он показал сам, начав рисовать портрет одного из гостей. Он пользовался особой, им изобретенной техникой: сухим соусом с гуашными белилами. Эта новая манера рисунка скоро проникла и в Академию и вытеснила трудоемкую тушевку штрихом (по системе Жюльена), на которую ученики Академии непроизводительно тратили уйму времени.