Крамской и его учение. 1945. Автор: Н. Машковцев. Издательство «Искусство»
Друг
вспоминает: «С этой вечеринки начинается новая жизнь как для Ивана Николаевича, так и для многих из его товарищей. Собирались почти каждый день, после вечерних классов в Академии, к Ивану Николаевичу. Он установил как бы программу. Один из товарищей обязан был по очереди читать что-либо из лучших произведений тогдашней литературы; другие занимались оканчиванием заданных в Академии работ (тогда еще дозволялось брать рисунки на дом); третьи — работали для добывания средств, иные готовили эскизы и прочее. Но все слушали читающего. В этом флигельке не зажигался, а уже горел тот огонь, которым многие воспламенились любовью к русской живописи. Да, в том маленьком гнездышке вырабатывалась как бы новая русская академия, тоже маленькая, которая впоследствии разрослась в большую художественную артель.прав, говоря, что это была вторая, вольная академия, — так серьезно шли занятия и так глубоко ставились теоретические проблемы. Здесь вырабатывались основы новой художественной идеологии и завязывались крепкие дружеские отношения, из которых впоследствии выросли Артель художников и Товарищество передвижных выставок. Постоянными посетителями были , Журавлев, Лемох, Шустов, Дмитриев-Оренбургский, будущие основатели «Артели» и «Товарищества». был признанным главарем этой группы. Его начитанность, его логический ум, глубина его мысли, уменье говорить и писать ставили его головой выше окружающих.
Возникновение «Академии Крамского» было, конечно, не случайно. Жестокий кризис охватил тогда искусство. В середине XIX века Академия воспитывала художников так же, как и сто лет назад, при своем основании: обучение основывалось на классических образцах искусства и совершенно игнорировало окружающую действительность. Между тем уже в 40-х годах появились картины и рисунки
. Федотов обозначил начало нового направления. Искусство Федотова было отражением действительности, освещенной мыслью и согретой чувством художника. Жизнь изображалась Федотовым в ее подлинных правдивых формах, не сглаженных, не смягченных. Притом Федотов черпал свои сюжеты из хорошо всем знакомой окружающей жизни. Несмотря на свою одинокость, явление Федотова было необыкновенно значительным. В стенах самой Академии нашлись его последователи.«Профессора заняты Исаакием, — писал
Стасову, — а ученики пишут чиновников, охтянок, мужичков, рынки, задворки, кто что попало. Вот из этого-то времени — времени недосмотра профессоров, и возникло то, что потом себя заявило, и тогда же образовался тот контингент, который что-нибудь сделал для национального искусства». Но Академия всецело оставалась на старых позициях. Взрыв произошел осенью 1863 года. Тринадцать учеников Академии во главе с Крамским, которым надлежало выполнить картину для получения диплома, отказались писать на тему из скандинавских саг: «Пир в Валгалле». Протестанты ушли из Академии. В истории русского искусства началась новая эра.«Академия Крамского» теперь стала деловым центром, отнюдь не утрачивая силы своего идейного воздействия. К ней примыкали все новые силы из числа тех, кто еще остался или вновь вступил в Академию. В 1865 году
учредил Артель художников. Задача артели состояла в доставлении заказов художникам и ответственном исполнении этих заказов. Это было совсем новое явление в русской художественной жизни.Другим важнейшим явлением было основание П.М. Третьяковым музея русского национального искусства. Покупки Третьякова были не только денежной, но и огромной моральной поддержкой молодого поколения русских художников, Третьяков глубоко проникся идеей становления русской национальной живописи. Он не допускал в свою галлерею таких картин и скульптур, которые не отвечали идеалам национального искусства. Наконец великой силой были громоподобные статьи Стасова, в которых он беспощадно громил старую Академию за ее оторванность от жизни, стремление к эффектному и виртуозному, которым замещалась душевная, глубина в искусстве. Но критиком для самих художников, авторитетным педагогом и советчиком оставался
.Вот как описывает
быт артели: «Они наняли большую квартиру на Семнадцатой линии и переехали (большая часть) туда жить вместе. И тут они сразу ожили, повеселели. Общий большой, светлый зал, удобные кабинеты каждому, свое хозяйство, которое вела жена Крамского, — все это их ободрило. Жить стало веселее, появились и кое-какие заказы».Дело росло. Первоначальная квартира становилась тесной. Кроме того, она была далеко от центра. Артель переехала в новую просторную квартиру, в самом центре столицы, на углу Адмиралтейской площади и Вознесенского проспекта. Для выполнения заказов пришлось взять помощников. Летом члены артели разъезжались кто куда, по большей части в свои родные места. Они привозили оттуда чудесные работы, правдивые, полные тонких наблюдений и восхищения красотой родной земли. Осенью устраивались целые выставки, и в квартиру артели валом валил народ — больше всего молодые художники.