Кузима Сергеевич Петров-Водкин. Каталог выставки. 1966. Автор: Селизарова Е.Н.
Творчество НовосельеНовоселье. Рабочий Петроград. 1937Холст, масло, 204 х 298Государственная Третьяковская галерея» (1937), «А.С. Пушкин в ПетербургеА.С.Пушкин в Петербурге. 1930-е» (1937— 1938) и др. На выставке 30-х годов отсутствовали работы по оформлению спектаклей, а также значительные полотна разных периодов творчества, по тем или иным причинам не вошедшие в ее состав: «Купанье красного коняКупание красного коня. 1912Холст, масло, 160 х 186Государственная Третьяковская галерея» (1912), «У гроба В.И. Ленина» (1924), «РаботницаДевушка в красном платке (Работница). 1925Холст, масло, 61 x 50» и «МатеринствоМатеринство. 1925Холст, масло, 64 x 80» (1925) и т. д.
— значительное, своеобразное явление в русском и советском искусстве. Открытая сейчас выставка — дань уважения к имени художника, весьма популярного в 1910-е—1930-е годы и вновь вызывающего огромный интерес в наши дни. Это—вторая большая персональная выставка Петрова-Водкина. Предыдущая, посвященная 30-летию его творческой деятельности, была организована в Ленинграде и Москве в 1936—1937 годах. Она менее полно отражала творческий путь мастера, чем это делает настоящая, в которой количество экспонатов увеличено в два раза (вместо 135—270). Впервые показан ряд произведений раннего периода—1901—1906 годы и поздних, созданных после 1936 года. Среди них — «Но, к сожалению, на настоящей выставке отсутствует такое известное произведение художника, как «Матери» 1926 года, местонахождение которого установить не удалось. Отсутствие других произведений определяется установкой выставки. Отбирая работы в музеях страны и частных собраниях, устроители выставки Петрова-Водкина ставили цель — показать все многообразие творчества этого самобытного мастера по лучшим его произведениям. Русский музей благодарит всех коллекционеров—участников выставки, а также В.И. Костина, автора новой монографии о художнике, щедро делившегося своими советами и знаниями с организаторами выставки.
Кузьма Сергеевич родился 25 октября 1878 года в г. Хвалынске Саратовской губернии, в одном из хлебных центров Поволжья. «Мой отец, — вспоминал в автобиографии К. С.
, — был грузчиком на Волге. Мать (бывшая крепостная крестьянка Тульской губернии. — Е. С.) в продолжение моего детства была домработницей».Волга с ее могучим спокойным течением среди холмистых берегов и степных просторов; многотрудная, многострадальная жизнь ремесленного люда приволжского городка; протяжные, как сама река, песни волжан—все это запечатлелось в сознании и сердце художника, вошло впоследствии во многие его произведения как ощущение Родины. Призвание художника пробудилось в Петрове-Водкине очень рано. Самые первые уроки «живописания» получил он у иконописцев, затем в классах живописи и рисования известного самарского педагога Ф. Е. Бурова.
С 1895 года
в Петербурге, в. Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Одновременно юноша учится в Эрмитаже на великих образцах искусства прошлого, постигая в них тайны «образования живописных форм». Любимым педагогом Петрова-Водкина стал впоследствии В. А. Серов, преподававший в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда художник поступил в 1897 году. Влияние его ощущается во многих ранних работах Петрова-Водкина, особенно в рисунках с натуры. По окончании училища, в 1905 году, молодой художник едет за границу: через Турцию и Грецию в Италию, Рим и Милан, оттуда в Африку (Алжир), затем Францию —Бретань, Пиренеи. Самое сильное впечатление произвели на него мастера Возрождения.На родину возвратился
в 1909 году. Тогда же в Петербурге редакцией журнала «Аполлон» была организована первая персональная выставка художника. Впоследствии участвовал на многих выставках разных обществ — «Мира искусства», «Союза русских художников», «Золотого руна» и др.Творчество Петрова-Водкина формируется в тяжелые годы политической реакции, наступившей в России после поражения революции 1905 года, когда часть творческой интеллигенции отошла от общественной жизни. Культ индивидуализма, увлечение идеей «искусства для искусства», «независимого» от социальных проблем, коснулись и Петрова-Водкина.
Своеобразие его творческого лица определилось также ориентацией на различные традиции мирового и русского искусства. Эпоха Возрождения и французский импрессионизм, русская иконопись и немецкий символизм, наследие БерегБерег. 1908Холст, масло, 49 x 37Государственный Русский музей» (1907—1908), «СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1910), «Купанье красного коняКупание красного коня. 1912Холст, масло, 160 х 186Государственная Третьяковская галерея» (1912), «МатьМать. 1913» (1913) и другие произведения, созданные вскоре после возвращения художника из-за границы, а также более поздние работы — «На линии огняНа линии огня. 1916Холст, масло, 196 x 275Государственный Русский музей» (1916), «УтроУтро. Купальщицы. 1917Холст, масло, 161 x 129Государственный Русский музей» и «ПолденьПолдень. Лето. 1917Холст, масло, 89 x 128.5Государственный Русский музей» (1917).
и — вот далеко не полный перечень увлечений Петрова-Водкина. Все это он стремится глубоко изучить и критически использовать в своей работе. О сложном развитии творчества художника дореволюционного периода дают представление этюды алжирского и французского циклов, картины «Семья кочевников», «Айша», «В кафе», «Алжирские этюды и картины полны непосредственных впечатлений, полученных во время путешествия по странам Востока, жизни среди полукочевых племен. Горячее солнце пустыни высветлило палитру: в этюдах нет резких светотеневых контрастов, но четко и ясно выделяются на фоне пейзажа темные силуэты людей. На всем — печать ленивой истомы, созерцательности.
В парижских работах воссозданы живые сцены быта: пустынные берега, шумные городские улицы и сады погружены в мягкую воздушную дымку—в них отразилось влияние импрессионизма. В картинах «БерегБерег. 1908Холст, масло, 49 x 37Государственный Русский музей», «Колдуньи» (1908) впервые проявляются новые тенденции в творчестве художника — склонность к поэтическим раздумьям и обобщению их в отвлеченно-символических загадочных образах. Увлечение красотой линий, изысканностью силуэтов, гармонией композиции в этих работах сочетается с некоторой салонностью, внешней красивостью образов.
В России СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1910), «Изгнание из раяИзгнание из Рая. 1911Холст, масло» (1911), навеянные образами эпохи Возрождения; «МальчикиИграющие мальчики. 1911Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1911), где своеобразно интерпретированы знаменитые картины Матисса «Танец» и «Музыка», находящиеся в собрании Государственного Эрмитажа. В прозрачно-розовом, будто застывшем, пейзаже «Сна» четко выделяются три обнаженные фигуры. Юношу («человеческого гения») в момент пробуждения к жизни встречают двое: белотелая девушка, олицетворяющая Красоту, и мужеподобное, с бронзовым телом Уродство. По мысли автора, эти две «богини» вечно сопутствуют творчеству. В общении с ними художник «найдет полноту понимания жизни, смысл вещей». Так, в условно-символической форме выразил свои переживания и размышления в период мучительных поисков собственного пути в искусстве.
создает несколько картин, связанных с воспоминаниями о европейском искусстве: «