Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века. 2006. Автор: Чогошвили Нино Левановна

Первый немецкий художник, творчество которого мы рассматриваем в связи с изобразительным искусством XIX века – Иосиф Гёттинг (скончался в 1830 году в Лейпциге), «прусский ученый», который приехал в Грузию в 1784 году. В 1799-1800 годах он выполнил на холсте портрет последнего царя Грузии Георгия XII, который выполнен с учетом стилистических характерных черт европейских парадных портретов, но в то же время в нем ощущается некая схожесть с работами грузинских мастеров того периода. Работа не очень помпезна, отличается некоторой простотой, более ярким выделением конкретных черт изображаемого лица, более искренней передачей психологического настроя портретируемого: задумчивое, как будто печальное ожидание говорит о том, что в данном случае приезжий немецкий художник представил последнего грузинского царя в результате усвоения традиций местного искусства.

На протяжении всего XIX века, вплоть до 1880-ых годов созданные образцы грузинской станковой живописи, без исключения, являются портретами. Это один из главных жанров, к которому обращались находящиеся в Грузии негрузинские художники. В Тбилисском литературном музее хранятся портреты, выполненные в 1830-50-ых годах А. Клюндером, И. Фридрицем, Венингером, в котрых проявляется близость к традициям западноевропейской художественной школы того времени.

Со второй половины XIX века в Грузии проживала немецкая супружеская пара – Хелен и Пауль фон Франкены. Пауль фон Франкен (1818-1884) в искусствоведческой литературе упоминается как «кавказский художник». Он известен также, как представитель поздеромантической живописи. Профессиональное образование Пауль фон Франкен получил в Дюссельдорфской академии художеств, затем сам преподавал рисование в Дрездене. В 1850 году Франкен женился на своей ученице Хелен Кёбер. В 1853 году Франкены проездом через Петербург приезжают в Тбилиси. Франкен пробыл на Кавказе до 1861 года. Художник путешествовал по разным уголкам Грузии, зарисовывал виды природы, кавказские типы. Он повидал Имеретию, Колхидскую низменность, Кахетию, позже – побережье Каспиского моря. Побывал он также в Армении и Турции. Записи Франкена не сохранились, хотя его путешествие можно восстановить по его зарисовками и картинам. На живописных полотнах Пауля фон Франкена представлены, в основном, кавказские ландшафты. Многофигурные композиции и этнографические детали представлены, в большинстве, на фоне природы. Для художника-романтика природа, как правило, является носительницей настроения, а человеку отводится второстепенная роль. Вместе с тем, в некоторых работах он изображает природу Грузии с несколько необычной сторны. Художник рисует густые леса, скалы, горы, дороги, уходящие вглубь. Природа передана очень эмоционально, с противопоставлением контрастного освещения и цветовых акцентов. Эти виды больше напоминают северные пейзажи, нежели южные. Творчество Франкена, как мышлением, так и художественным языком и стилистическими характеристиками вписывается в круг живописи современных ему немецких романтиков, творящих в 50-ые годы XIX столетия. В сосбенности же пейзажи Франкена проявляют близость к произведениям Л. Рихтера, К. Ф. Лессинга и И. В. Ширмера. Ландшафты Франкена указывают нам на субъективное видение художника. Хотя у Франкена есть картины и другого типа, в которых отображающие Грузию пейзажи сравнительно спокойны, цвета в них – светлые, сочные и более характерные для южной страны. (Например, «Кавказский пейзаж», 1855 год.

Франкен необычайно тонко, свойственным ему методом предает отдельные уголки Тбилиси – на простом, бледном фоне, чистым, сдержанным колоритом, акцентами акварели разного цвета выделена интересная для художника среда и те детали, на которых он хочет заострить свое внимание. Эти картины особенно выделяются утонченным мастерством. Художник особое внимание уделяет композиционному решению, старается выгодно представить каждый вид или выбранную им деталь. Он явно воспринимает и «чувствует» своеобразное лицо Тбилиси 50-ых годов XIX века.

Среди картин Пауля Франкена, посвященных тбилисской теме, особенно известно несколько живописных полотен, передающих панорамы Тбилиси. «Тбилиси в середине XIX века» представляет собой обширную панораму Тбилиси с обеими берегами Куры, склонами города, окруженными горами и строениями, возведенными на скалах. По этой картине действительно возможно создать представление о Тбилиси середины XIX века. Под крепостью Нарикала различимы белая мечеть и минарет, видны бани Сеид- Аббада, тбилисские дома с балконами и плоскими кровлями, новые европейские постройки, караван-сарай, Сионский и Кашуетский храмы. Примечательно, что на переднем плане представлена бытовая сцена. Это времяпрепровождение грузин, происходящее на террассе одного типичного тбилисского дома с балконом. Эта часть картины сравнительно темная, хотя в ней хорошо распознаются множественные бытовые детали. В контрасте с передним планом находится освещенный лучами солнца вид города, расположенный на заднем плане, где в глубине заснеженные Кавказские горы сливаются с безоблачным небом.

Своим художественно-стилистическим решением именно этот вид Тбилиси в опеределенной степени близок к «Героическому ландшафту» И. А. Коха, созданному в 1815 году. В ландшафте Коха также на переднем плане изображена помещенная в природу затененная сцена с изображением людей и животных, на заднем же плане, на фоне освещенного неба виднеется античный город, расположенный на склонах горы. На картине Коха между сравнительно затемненным передним планом и расположенным в глубине «городом мечты» находится переходящее пятно озера. Ланшафт Коха - воображаемый образ красивого мира, который для автора, как и для многих немецких художников, олицетворялся в виде античного города. Ландшафт Франкена представляет собой вид реального города, в силу чего более конкретен и реалистичен. Хотя, отношение Франкена очевидно - для него южный и экзотичный Тбилиси является, в опеределенной мере, образцом идеального мира, желание познать который и дало художнику толчок к путешествию на Кавказ.

Жизнь на Кавказе и путешествия безусловно оказали влияние на творчество Франкена. Хотя, как уже было отмечено, Кавказ для него все-таки остался экзотическим краем, который Франкен воспринимал глазом художника-романтика. Поэтому его картины порой излишне драматизированы, порой – идеализированы. Факт, что на Кавказе Франкен встретил довольно интересную среду, в которой его увлекал то Восток, то характерные черты южных городов и природы. А в картине «Тбилиси. Авлабар» Тбилиси предстает перед нами каким-то загадочным, романтичным, «сказочным» городом. По нашему мнению, среди работ Франкена особенно привлекательны картины, выполненные акварелью и карандашом. В этих работах Франкен как будто более свободен. Эти картины ценны не только с точки зрения мастерства художника, но и тем, что в них проявилась попытка Франкена почувствовать и передать основное и характерное в чуждой среде. По мнению Х. Хайдермана, Франкен до конца жизни остался «кавказским художником». После возвращения в 1861 году в Германию, Франкен разрабатывал только кавказские впечатления и созданные здесь мотивы.

Художник-портретист Хелен (Кёбер) Франкен приехала в Тбилиси вместе с Паулем фон Франкеном. С 1861 года, после того, как Франкен покинул Тбилиси, Х. Франкен работала учительницей рисования в Тбилисской женской гимназии. Кроме того, у нее было много заказов из круга довольно известных в Тбилиси семей. Сохранившиеся работы Х. Франкен говорят о том, что она работала, в основном, в жанре портрета. Как и П. Франкен, онаа разделяла романтическое мирофоззрение и уровнем художественного мастерства никак не уступала своему учителю и супругу. В Государственном музее Грузии хранятся выполненные художницей акварелью и пастелью на бумаге портреты мужчин и женщин в грузинской и европейской одежде.

В портретах работы Хелен фон Франкен запечатлены попытки создания психологического портрета изображаемого лица, передачи его внутреннего мира, чего художница в большинстве случаев успешно добивается. Женские портреты отличаются более поэтичным настроем. В некоторых картинах почти нейтральному, чуть бледному фону противопоставляется одежда выдвинутых вперед фигур, бросающаяся в глаза зрителю как цветом, так и тщательно обработанными орнаментальными украшениями. Хотя в довольно смелых цветовых сочетаниях, в живых драпировках платьев наряду с живописным вкусом Хелен Франкен ощущается и присущее ей чувство меры.

Сдержанный реализм портретов Х. Франкен, указывающий на влияние манеры ее учителя Рёттинга, сочетается с романтическим настроем и чертами идеализации, характерных для П. Франкена. Хотя, в отличие от П. Франкена, для Х. Франкен Грузия стала, можно сказать, второй Родиной, где она обосновалась навсегда. У нее совершенно иное отношение к окружающей среде. В отличие от Пауля Франкена, она не воспринимала Грузию экзотической, «приключенческой» страной. На основании ее сохранившегося по сей день немногочисленного наследия можно сделать вывод, что она сумела достаточно глубоко постичь и затем отобразить в портретах современников «грузинский характер».

Среди художников, которые направились на Кавказ в 1850-ые годы, упомянут еще один немецкий художник – знаменитый Теодор Хоршельт (1829-1871). Хоршельт получил специальное образование в Мюнхенской академии художеств. В 1850-ые годы он путешествовал по Испании и Алжиру. В последующие годы в Германии он принял участие во мнгих выставках и прославлися. Выполненные в Алжире и Испании работы Хоршельта говорят о его художественном мастерстве. В этих произведениях виден также и ареал его интересов. Наподобие многих современных ему художников, Хоршельта привлекали неизвестные места. Разные страны восточного мира являлись для художников источником творческого вдохновения, из которого он во время полного приключений путешествия черпал темы и сюжеты для своих картин. Именно продажа картин, выполненных на испанскую и алжирскую темы, дала ему возможность претворить в жизнь многолетнюю мечту и отправиться в путешествие по Кавказу. Он приехал в Грузию в 1858 году и остался здесь на 5 лет. Хоршельт имел рекомендательные письма Главнокомандующего Кавказской армией наместника Барятинского и тут же был зачислен добровольцем в штаб Барятинского. Хоршельт непосредственно участвовал в последних боях русской армии за завоевание Чечни в 1858-1863 годах. Он был свидетелем пленения Шамиля. По возвращении в Мюнхен, он создал картины «Штурм Гуниба», «Плененный Шамиль перед князем Барятинским» и другие. Кавказские картины Хоршельта отличаются от его алжирских и испанских работ. Отличие это связано, в первую очередь, с реальностью этих различающихся миров, так как для Хоршельта отправной точкой является настоящая, реальная среда, а не воображение. С этой точки зрения, мышление и видение Хоршельта существенно отличаются от мировоззрения Пауля Франкена и вообще от так называемого «искусства мышления» («Gedankenkunst») немецких классицистов и романтиков. Хотя, в то же время, в работах Хоршельта явно ощущается все еще характерное для европейского искусства середины XIX века романтичекое мировосприятие. Необходимо отметить и то, что в немецком искусстве XIX века параллельно с классицистическим и романтическим стилями существовало и натуралистическое направление, одним из представителей которого являлся педагог Хоршельта А. Адам (1786-1862) из Мюнхена, прославленный мастер изображения лошадей и сражений. Кроме необычайно мастерской, натуралистической передачи человеческих фигур и животных, Хоршельта роднит с Адамом способность изображать природу. С большим увлечением он рисовал обширные, раскинувшиеся пейзажи. Творчество Адама близко к алжирским картинам Хоршельта.

Кавказские композиции Хоршельта некоторыми признаками отличаются от других его работ. Вместо пространных видов, на Кавказе Хоршельта привлекают узкие, ломанные тропинки и дороги Кавказских гор и скал, большинство из которых он прошел сам. На переднем плане, близко от зрителя, художник часто изображал поднимающиеся или спускающиеся по узким тропинкам на горной вертикали группы всадников. Его привлекали тесно расположенные скалы и склоны. При изображении боевых сцен он часто использовал горизонтально удлиненную картинную плоскость, ломаные скалы неровной формы, тронувшиеся с места и сползшие каменные глыбы, тесными группами расположенные на этих глыбах войнов, или с трудом поднимающихся в гору людей. Довольно скрупулезно, с выписыванием каждой отдельной детали, он в достаточной степени нагружает отдельную сцену, придавая тем самым ей особую экспрессивность. Эпизоды битвы художник передавал в живописной среде, подчеркнутой освещением и светотенями. Хоршельт запечатлел жилые дома кавказских сел и аулов, словно спонтанно построенные тесно, бок о бок друг с другом. Эти строгие постройки горных народов кавказа, отличающиеся своеобразной красотой, будто бы слиты воедино со скалистым ландшафтом.

Не одно свое полотно Хоршельт посвятил батальным сценам. Эти многофигурные композиции созданы, вероятно, после возвращения художника в Мюнхен, с использованием зарисовок, выполненных на месте. Данные сцены выделяются особой остротой и экспрессивностью. На усыпанных человеческими фигурами, горизонтально, или вертикально удлиненных картинных плоскостях изображения войнов, как бы спонтанно перемешанных, сплетенных между собой, создают, на первый взгляд, впечатление хаоса. В этих жестоких, рукопашных, безжалостных битвах значительную содержательную и композиционную нагрузку имеет и окружающая среда. Эпизоды битвы отражены с характерной для Хоршельта точностью и натурализмом. Однако, в то же время, здесь ясно обозначена определенная театральность, «постановочность» композиций и фигур.

Около 200 зарисовок Хоршельта и, в том числе, несколько альбомов хранятся в Государственном музее искусств Грузии. Множество портретов достойны внимания не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Графические работы выполнены на бумаге карандашом, пером и акварелью. Портреты Хоршельта выполнены быстро, эскизно, в результате непосредственного наблюдения за натурой. Типажи, изображенные им, живые и эмоциональные. Характерными чертами, позой, движением художник подчеркивает происхождение изображаемого лица, его социальное положение. Цветовыми пятнами или светотенями, выполненными акварельными красками, художник создает акцентирование определенных деталей, что служит «раскрытию» характера изображаемого лица... Обязательным, характерным и неотъемлимым атрибутом изображенных им лиц является кавказская одежда, головные уборы, кони, разнообразное боевое оружие и музыкальные инструменты. Одновременно, в зарисовках Хоршельта чувствуется романтический настрой, все еще характерный для европейского искусства середины XIX века.

Среди иностранных художников Теодор Хоршельт, к сожалению, является тем редким исключением, когда художник не только в точности передал внешность, характер, образ жизни и среду грузинов и кавказцев. В его работах чувствуется особый интерес, любовь, желание познать самобытность народа, что, наряду с высоким художественным достоинством, придает его картинам своеобразную привлекательность.