Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века. 2006. Автор: Чогошвили Нино Левановна

Глава II. Подраздел I. Немецкие художники в Грузии с 80-ых годов XIX века до 40-ых годов XX века.

С 60-70-ых годов XIX столетия, после окончания борьбы России за покорение Кавказа, в относительно спокойных условиях постепенно менялось положение в Грузии как в экономической и политической сферах, так и в сфере общественного и культурного развития. Тбилиси во второй половине XIX века не только не потерял свое значение, напротив, он стал столицей Кавказа и всекавказским культурным центром. Эта роль становилась все более значимой. Изменения, начавшиеся в художественной жизни в 1870-ые годы, определенным образом были связаны с новыми общественными интересами и потребностями.

В 70-80-ые годы XIX века закладывается основа многих очень значительных явлений в культурном развитии страны. В этот период существовали образовательные общества, общества охраны древностей и содействия развитию изобразительного искусства.

В 1880-ые годы в культурных процессах, протекавших в Тифлисе, участвовали и власти. Например, в 1888 году в честь увековечивания победы Российской Империи на Кавказе был основан так называемый «Храм Славы». Для этого музея Францу Рубо были заказаны большие батальные полотна. Рубо, который был выпускником Мюнхенской академии художеств, для исполнения семнадцати огромных батальных картин пригласил и других мюнхенских художников – Р. О. Риттера, Р. Г. Мюллера и Й. Леонхарда.

Не менее интересна для нашего исследования история основания в Тбилиси Кавказского музея, которая непосредственно связана с именем немецкого ученого Густава Раде. Это был музей нового стиля, оборудованный самой передовой в то время техникой, первый и на протяжении долгого времени единственный во всей Российской Империи краеведческий музей. Для выполнения фресок в интерьере Кавказского музея Густав Раде в 1881 году пригласил Ф. Зимма.

Немецкий живописец и иллюстратор Франц Ксавьер Зимм (1853-1918) был учеником известных художников А. Фейербаха и Х. Маккарта. До приезда в Грузию Зимм в течении 5 лет жил в Риме, где изучал творчество древних художников. В выполнении фресок Кавказского музея принимала участие и супруга Зимма – Мария Майер. Зиммы по образцам Гелатских фресок выполнили копии с изображениями Давида Строителя и царицы Тамары. Остальные фрески были посвящены мифологическим темам: оплакивание Прометея Океанидами; приезд аргонавтов в Колхиду и их встреча с Айэтом; Ясон и Медея в храме Геккаты; группа амазонок; Ной, сажающий лозу.

Зимм проработал в Кавказском музее до 1888 года. Отличающиеся героически-романтическим пафосом идеализированные фигуры выполнены в классицистическом стиле. Ф.К.Зимм рисует связанные с Кавказом мифологические сюжеты в соответствии с собственным вкусом и художественными идеями, так, что абсолютно не учитывает ни местную среду, ни представления самих кавказцев о собственном историческом прошлом.

В 1909 году новый директор Кавказского музея А. Казнаков задумал создать фонд грузинского костюма, для чего в 1912 году пригласил в Грузию немецкого художника и иллюстратора Макса Тильке (1869-1942) М. Тильке учился в Берлинской академии. В конце XIX века М. Тильке находился в Испании, где был исполнителем копий в музее Прадо, в Испании, а в 1990 году работал иллюстратором в Париже. После возвращения в Берлин, он продолжил изучение истории костюма и прославился как специалист национального костюма. На работу в Кавказский музей Тильке пригласили по рекомендации Российского императора.

В Государственном музее им. С. Джанашиа хранится 83 работы художника, из которых на 51 представлены этнографические типы в соответствующих костюмах. Еще 32 таблицы изображают отдельные элементы костюмов. Эти работы художник создавал как непосредственно с натуры во время экспедиций, так и по фотографиям, на которые снимал людей разных национальностей специально для этой работы. Тильке тщательно, с фотографической точностью изобразил одежду каждого типа со всеми деталями. Несмотря на точность и простоту, эти картины все же не лишены своеобразной романтичности и выявляют художественное мастерство Тильке, как довольно профессионального колориста. Хотя необходимо отметить, что наверное более живыми и естественными являются те образцы, которые художник создавал непосредственно с натуры.

Среди художников, работавших в Грузии на рубеже веков, довольно известным был живописец и график Рихард Карл Зоммер (1866-1939). Зоммер родился в Мюнхене. С 1884 года он учился в Петербурге в Императорской академии художеств, которую окончил в 1893 году со званием художника третьего класса. 1890-1900 годы Зоммер провел в Средней Азии, в Туркестане. После Средней Азии он ненадолго продолжил учебу в Мюнхенской академии художеств, а с 1900 года обосновался в Грузии. Р. Зоммер включился в тбилисскую общественную жизнь, в 1910-20- ых годах участвовал в выставках, устаивающихся в Тбилиси. В 1939 году Рихарда Зоммера вместе с другими немцами выслали из Грузии. С этого периода его след исчезает.

В музеях Грузии хранится около 20 живописных полотен Р. Зоммера, часть из которых исполнена в последнем десятилетии XIX века, в период проживания в Средней Азии, а часть – в первом десятилетии XX века. Судя по этим произведениям, ведущей темой творчества Зоммера являлись этнографические сюжеты. Зоммера, как и многих дркгих европейских художников, творивших на рубеже столетий, особенно привлекает восточная тематика, которая несколько отдает экзотикой и неким романтизмом и, в то же время, не выходит за рамки реализма. В его композициях почти всегда участвует человек, но иногда он подчинен пейзажу, иногда – равнозначен с окружающей природой. В полотнах, выполненных на среднеазиатскую тему, и в работах, созданных в Грузии, люди всегда находятся в определенной среде – перед каким-либо строением, например, мечетью, на торговой площади или на фоне характерного пейзажа. Надо отметить, что Зоммер с особенной любовью рисует природу, открытое пространство, дальние виды, в основном, спокойные, статичные и отвлеченные. Это своего рода ощущение «застоя» диктовала художнику восточная, а порой просто по- восточному воспринятая среда. В большинстве его пейзажей передан знойный летний день, ворвавшиеся в городские дома и в деревья слегка игривые лучи яркого солнца, смена света и тени. Все это напоминает импрессионистическую живопись. Удаленные от города, выцветшие от солнца долины и склоны написаны более реалистично, хотя они не лишены своеобразного лиризма и романтического настроя. В его творчестве ведущим является повествование посредством цвета, большинство произведений отличается глубоким, как будто изнутри светящимся и построенном на неожиданных цветовых сочетаниях, колоритом. В некоторых произведениях мазки кисти свободны и смелы. В своих произведениях художник создает живую живописную поверхность посредством смешения множества цветов, которые он превращает в цветные светотени. Одновременно, надо отметить и то, что некоторые картины Зоммера несколько жестки, как будто даже скованы, в особенности те, в которых художник стремится передать этнографические характеристики.

Произведения Зоммера отличаются высоким профессиональным мастерством. В тематике, техническом исполнении и манере письма его картин заметен след русской реалистической школы конца XIX века, хотя художественным вкусом и, особенно, романтично-лирическим отношением к природе, он близок и к немецким художникам XIX века. Зоммера можно отнести к высокого уровня европейским пейзажистам конца XIX века.

На рубеже XIX-XX веков, помимо приехавших из Германии художников, в культурных процессах, протекавших в Тбилиси, активно участвовали и, так называемые, грузинские немцы, потомки немецких колонистов. В этой связи, в первую очередь надо отметить Оскара Шмерлинга, который как своим творчеством, так и педагогической деятельностью внес значительный вклад в развитие грузинского искусства конца XIX - начала XX веков. В 1884 году Шмерлинг поступил на отделение гравюры Петербургской академии художеств. Затем продолжил учебу в Мюнхенской академии по специальности «батальная живопись». В 1892 году, сразу же по возвращению в Тбилиси, Шмерлинг приступает к педагогической деятельности. В 1902-1916 годах Оскар Шмерлинг был директором школы живописи и скульптуры при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств, а с момента основания Тбилисской академии художеств – ее профессором. Шмерлинг участвовал в выставках Кавказского

Общества поощрения изящных искусств. Он внес значительный вклад в развитие иллюстрации грузинских детских книг. Шмерлинг – один из первых представителей грузинской карикатуры. Оскар Шмерлинг больше всего запомнился грузинскому обществу карикатурными сериями, отображающими старый Тбилиси, которые впервые были выпущены в свет в 1910-ых годах в виде открыток. Шмерлинг создает, в основном, характерные, колоритных типы представителей низших и средних слоев общества. Необходимо отметить, что отношение к изображаемому Шмерлинга отличается от отношения других немцев, так это тот быт, с которым Шмерлинг очень хорошо знаком, который, можно сказать, стал ему родным, что естественно для родившегося и выросшего в Грузии немца третьего поколения. Возможно именно поэтому его карикатуры не гротескны, напротив, здесь теплый юмор и даже проскальзывает некая жалость к среде, которая постепенно уходит в небытие. Очень веселые двух- или трехфигурные композиции выполнены гуашью. Отточенной рукой художника-реалиста, яркой, выразительной линией мастерски обозначены утрированные силуэты. Ведущая роль отводится активной и красноречивой линии, обводящей контуры, а один какой-либо яркий цвет на нейтральном фоне, в одежде или в деталях является всего лишь наполняющим элементом, который делает композиции еще более веселыми. Бросается в глаза, что художник очень точно воспроизводит бытовую атмосферу того времени со всеми ее существенными чертами; заметно также, что изображены одетые в грузинские платья и чохи лица негрузинской внешности, скорее русские или смешанные с армянами русские, что наверное должно было быть естественным для потомка обрусевших немецких колонистов.

У Оскара Шмерлинга есть картины на эту же тему, выполненные акварелью – это многофигурные композиции, в которых очень аккуратно, простыми цветами акварели, размеренными переходами выписана среда. Эти картины менее карикатурны и более натуралистичны, а в некоторых образцах, несмотря на теплый юмор, не хватает настроения и радости.

Шмерлинг создавал и живописные работы – портреты, пейзажи, батальные сцены. Как и других художников XIX века, его привлекали этнографические сюжеты. В живописных произведениях Шмерлинг проявляется, как утонченный колорист, что одинаково касается как его пейзажей, так и портретов. Портреты, выполненные Шмергингом, отличаются глубиной, здесь еще раз проявляется его способность запечатлить не только внешние показатели человека, но и его внутренний настрой. Особенно привлекательны нарисованные Шмерлингом пейзажи, которые говорят о живописном мастерстве и об утонченном, умеренном вкусе художника. Для его пейзажей характерны умеренные сочетания светлых цветов, отточенные тональные градации, поэтический настрой. Как и Зоммер, Шмерлинг со своим мировоззрением и художественным стилем является продолжателем не новаторской, а традиционной линии художества конца XIX века. Он – один из интереснейших представителей еврпейской реалистической художественной школы.

Среди рожденных в Грузии немецких художников выдающейся личностью и художником являлся Александр Зальцман. Двоюродный брат Оскара Шмерлинга, Александр Зальцман родился в одной из самых известных и уважаемых в Тбилиси немецкой семье. В 1892-1894 годах А. Зальцман учился в Москве, в частной художественной студии Лео Пастернака. Предположительно, после окончания студии он поступил в Московское училище живописи, скульптуры и зодчества, но вскоре отправился в Мюнхен и продолжил учебу в Академии художеств в мастерской Франца Штукка, который работал в Мюнхене с 1895 года. На рубеже веков в студии уже прославленного символиста Франца фон Штукка вместе с А.Зальцманом учился В. Кандинский. 15 августа 1901 года Зальцман принял участие в первой выставке творческого объединения «Халанх», основанного В. Кандинским. Еще в период учебы в Мюнхенской академии А.Зальцман сотрудничал с весьма популярным еженедельным журналом «Jugend».

Зальцман периодически презжал в Грузию, хотя на длительный период поселился в Тбилиси только в 1916-1917 годах. Он начал работать художественным руководителем в Тбилисской опере. В 1918-19 годах выполнил эскизы для спектаклей «Пиковая дама», «Сказки Гофмана», «Дубровский». 5 февраля 1919 года режиссер А. Цуцунава поставил в Тбилисской опере оперу Д. Аракишвили «Сказание о Шота Руставели», а 21 февраля состоялась премьера «Абесалома и Этери» З. Палиашвили. Эскизы декораций и костюмов к обоим спектаклем выполнил А.Зальцман.

А. Зальцман участвовал в выставке 1918 года, организованной Обществом покровительства изящных искусств, в выставках «Малого Круга» в 1918 и 1919 годах. На выставке были представлены оригиналы иллюстраций, напечатанные в «Югенде», а также картины на мифологические сюжеты под названиями «Флора», «Диана», «Орфей».

Из работ Зальцмана в Тбилиси осталось только несколько. Например, в Государственном музее искусств Грузии хранятся «Минерва», «Женщина в накидке», «Дама с зонтом», натюрморт 1917 года. Два натюрморта 1916 года находятся в московской частной коллекции. Все три натюрморта сходны между собой как художественно-композиционным решением, так и манерой письма, и говорят о высоком художественном мастерстве Зальцмана и о том, что художник принял современный, передовой для того времени художественный стиль. Художественно-образное решение в натюрмортах Зальцмана более всего напоминают картины Сезанна. Своеобразной красочностью и эстетичностью они приближаются и к натюрмортам Матисса.

На выполненных Александром Зальцманом в 1918 году обложках журнала «Арс» изображены вазы со стилизованными фигурами – силуэт коленопреклоненной женщины, изображения различных фруктов, гроздей винограда, бабочек и белок. Все это объединено в единую декоративную композицию и имеет вид цельного орнамента. С художественно-стилистической точки зрения эти две композиции представляют собой типичные образцы югендштиля.

Александр Зальцман работал педагогом в школе живописи и в театре. У него были тесные взаимоотношения с М. Гоциридзе, С. Валишевским. В начале 1920-ых годов А.Зальцман переселился во Францию. После этого он уже не смог вернуться в Грузию. Достоверных сведений о его последующей жизни не возможно найти по сей день.

Как мы уже отмечали, в Грузии находится всего несколько работ А. Зальцмана. Среди этих произведений, выполненная в 1918 году «Минерва» ближе всего к живописи Франца фон Штукка, как мифологическо- символистической тематикой, так и художественно-образным и стилистическим решением. Как и в натюрмортах Зальцмана, в этой композиции выражение цвета и линии имеют одинаковое значение, схоже и цветовое моделирование. Изображение складок одежды, выполненное светотенью, приобретает пластичность.

Остальные две картины «Женщина в пестрой накидке» и «Женщина с зонтом» как будто похожи на эскизы театральных костюмов. Здесь художник делает акцент на одежде, на орнаментальной накидке, хотя это, одновременно, законченные станковые картины. Рассмотренные картины говорят об утонченном художественном стиле Александра Зальцмана, они явно модернистские для своего времени как художественно- формалистическим, так и образным решением, и в то же время, показывают ярко индивидуальный почерк талантливого художника.

Среди работающих в Грузии с начала XX века иностранных художников известным мастером был Борис Фогель (1872-1961). По окончании Тбилисской гимназии в 1892 Фогель поступил на юридический факультет Московского университета и параллельно осваивал рисование в частной художественной студии Лео Пастернака. В 1896-1897 годах Фогель жил в Париже. Он учился в Академии Жюльена а спустя два года вновь вернулся в Россию и в 1897-1902 годах продолжил учебу в Петербургской академии художеств. В 1902 году Фогель приехал в Тбилиси. Он участвовал в выставке Кавказского Общества поощрения изящных наук, в выставках «Малого Круга», в выставках художников-педагогов. В 1934 году его пригласили в Ленинградскую академию художеств на должность декана и профессора факультета живописи.