Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века. 2006. Автор: Чогошвили Нино Левановна

Хранящиеся в Государственном музее искусств Грузии работы Бориса Фогеля исполнены в первой трети XX века, с 1902-го по 1933 год. На протяжении этого времени стиль Фогеля значительных изменений не претерпел. Борис Фогель является единственным художником, среди рассмотренных в данном труде, который получил образование, помимо России, не в Германии, а во Франции. Вернувшийся в Тбилиси, в 1902 году Фогель был уже сформировавшимся живописцем. У него есть собственный почерк, художественный вкус, и он причастен к современным европейским течениям и новшествам. Созданные в 1908-09 годах живописные композиции небольшого размера отличаются довольно свободной манерой письма, пастозными мазками и вольными сочетаниями цветов. Эти две маленькие картины эскизного характера написаны быстро и свободно и привлекательны тем минимализмом и определенной камерностью, которая является одной из характерных черт творчества Фогеля. Несмотря на этот минимализм, обе картины достаточно экспрессивны. Подобными художественными приемами исполнены и другие работы Фогеля, относящиеся к 1920-ым годам. Несмотря на эскизность, эти картины являются одними из наиболее интересных образцов творчества Фогеля, который явно близок к французскому фовизму начала XX века. Интересна композиция «На дороге» (1924 г.). Здесь цвет приобретает определенную символическую нагрузку. Эта работа напоминает нам образцы северного экспрессионизма не только формалистично- стилистически, но и своим содержанием и настроением.

Море и корабли, как видно, являются самой любимой темой Б. Фогеля. В 1910-ые годы Фогель часто рисовал морские пейзажи. Живописно, смело, но менее пастозно написанные, эти картины довольно эстетичны и передают красоту морского пейзажа. Сравнительно сдержаны и, можно сказать, почти размеренны этюды с видами Грузии, выполненные также в 1920-ые годы – «Пейзаж со снежной горой, Казбек» (1924 г.) и «Имеретия». Здесь так же минималистическими средствами, несколькими свободными мазками или точными акцентами цветовых пятен и тени Фогель достигает изображения особенностей природы этих краев.

Для грузинского искусствоведения особенно значительна серия, созданная художником в 1927-30 годах и посвященная Тбилиси. Б. Фогель рисует самые типичные, по его мнению, уголки старого Тбилиси. Тесно застроенные узкие улочки и дома с балконами он изображает свойственными ему красочными цветами, при ярком освещении. Дома он рисует, в большинстве своем, вблизи и старается точно передать уголки старых районов, хотя его «жаркий колорит», можно сказать, несколько преувеличен для Тбилиси.

Глава II. Подраздел II

Второй подраздел второй главы посвящен рассмотрению мюнхенского периода творчества двух грузинских художников – Гиго Габашвили и Дмитрия Шеварднадзе.

Одним из самых значительных и выдающихся представителей грузинского изобразительного искусства XIX столетия является Гиго Габашвили. На Габашвили в свое время большое влияние оказал Франц Рубо, с которым Габашвили сблизился в 1883 году. В 1884-1885 годах Габашвили сопровождал Рубо в качестве ассистента в поездке в Карс. В 1886 году Габашвили поступил в Петербургскую академию художеств, в батальный класс профессора Б. Виллевальде, а искусство рисования он постигает в классе профессора Честякова. Известно, что на Габашвили оказало влияние творчество «передвижников». Необходимо отметить и то, что Габашвили до конца жизни остался верен реалистической живописи, его художественный стиль и вкус не претерпевали существенных изменений с

ходом времени. В 1888 году Габашвили вернулся в Грузию. Он основал в грузинской станковой живописи жанры портрета-типа, пейзажа, натюрморта. Его тоже привлекала восточная экзотика. В 1894 году он отправился в Среднюю Азию, выполнял зарисовки в Самарканде и Бухаре. Восточная экзотика привлекала его и в Тбилиси, о чем говорит, например, «Старый Тбилиси», созданный еще в 1885 году.С живописным мастерством уже сформировавшегося художника он передает точную атмосферу и настроение города жарким солнечным летним днем. Однако Тбилиси он рисует как иностранец, как будто с определенной дистанции, как будто ищет в экзотичном типичное. В 1891 году в Тбилиси была устроена персональная выставка Гиго Габашвили. К этому времени он – уже сложившийся живописец, для его работ характерны свободная манера письма, фактурность, смелые живописные эффекты, живописная обобщенность формы.

В 1894 году Габашвили для совершенствования своего художественного мастерства отправляется в Мюнхен, где его встретило богатое художественное наследие. Мастерство приехавшего в Мюнхен в 1894 году Гиго Габашвили заслужило высокую оценку и он был зачислен на последний курс в группу композиции профессора Вагнера. Известно, что в 1896 году пресса положительно отозвалась о произведениях Габашвили, выставленных в Мюнхене, отметила живописные достоинства его работ.

В Мюнхене Габашвили по-прежнему продолжал работать над восточной темой. По сравнению с предыдущими годами, его художественное мастерство стало более утонченным. «Бассейн Диван-Бега в Бухаре» свидетельствует, что Габашвили в совершенстве владеет принципами и методом реалистического искусства. Картина отличается ясно осмысленным композиционным строем, совершенной, почти натуралистически естественной точностью фигур, светлым, совершенным колоритом и утонченной манерой письма. По-другому выполнена картина «Кожевенный завод». Здесь дан пространный вид природы, широко раскинувшееся пространство, где изображенная на переднем плане группа людей композиционно и живописно сливается с пейзажем и воспринимается как единый, обобщенный вид. В этой композиции ведущим является изобразительное, живописное начало – богатые тональные градации, смелая и свободная манера письма, живая фактурная поверхность. Реалистично- натуралистическое начало здесь уступает романтичной живописности. В этой картине явно выражены черты, характерные для позднего немецкого романтизма.

«Базар в Самарканде» - наиболее типичен для творчества Габашвили. Пространная, увиденная издали панорама площади с монументальными строениями и рассыпаными по площади группами людей отображает типичный для среднеазиатского города и, в то же время, обобщенный вид. С графической точностью и утонченностью передана орнаментальная обработка минаретов и мечети. Хотя это касается только определенных частей композиции, все пространство картины отличается легким, словно исполненным водяными красками, ясным, утонченным колоритом.

Гиго Габашвили был первым грузинским художником, который заинтересовался батальной тематикой. В его многих известных картинах переданы сюжеты горских воинов. Эти картины, как тематикой, так и художественно-образным решением выявляют сходность как ссовременником Г. Габашвили художником-баталистом Ф. Рубо, так и с картинами Тю Хоршельта.

Следует отметить, что «Шатили» Г. Габашвили, на первый взгляд, напоминает «Взатие аула Гуниба» Ф. Рубо. И у Габашвили изображен общий вид построенного на склоне горы села. Действительно, и Рубо изображает общий вид аула, но в его картине ясно выделяются фигуры сражающихся, сцены схватки, фактура скалы и построек на переднем плане. В «Шатили» Габашвили вид горного села выполнен очень живописно, свободными, пастозными красочными мазками. Здесь только намек на существование бойцов. Красочными мазками акцентированы цветные знамена, светотенями оживлена каменная фактура крепостей. Вместе с тем, все как будто обернуто в прозрачное облако и воспринимается как единый, обобщенный монументальный образ.

Наподобие батальных сцен Хоршельта, в картине Габашвили «Защита Архоти» изображены горцы в этнографической одежде, со знаменами, в папахах. Боевой сюжет и здесь развивается в характерной среде, на фоне горного ландшафта и крепостей. Хотя, композиции Габашвили, несмотря на резкие движения фигур, менее экспрессивны в сравнении с батальными сценами Хоршельта. Фигуры Габашвили, несмотря на этнографические характеристики, не являются такими конкретными и портретными, как на живописных полотнах Хоршельта. Здесь, как и на других картинах, все облачено в воздушную перспективу, в белую прозрачную дымку, что делает картину связанной и придает ей опеределенную легкость. Творчество Гиго Габашвили отличается самобытностью и индивидуализмом не только среди грузинских, но и среди его европейских и русских современников. Его художественный вкус не принимает характерную конкретность как русской реалистической школы, так и немецкой реалистической живописи. Живописные и графические произведения Габашвили, даже его зарисовки, отличаются обобщенностью и монументальностью. Будь то Петербург, или Мюнхен, он осваивает разнообразные стилистические свойства реалистической живописи, как с точки зрения технически-формалистичного мастерства, так и с точки зрения идейной. Однако художник их перерабатывает и передает в соответствии со своим индивидуалным «лицом» и своим художественным видением, что определяет его самобытность, как грузинского художника.

В совершенно иной художественной среде развивается и работает одна из значительнейших личностей в грузинском искусстве первой трети XX столетия – Дмитрий Шеварднадзе, который обучается в Мюнхенской академии художеств в 10-ых годах XX века. Основную часть творческого наследия Дмитрия Шеварднадзе составляют работы, привезенные им в Грузию из Мюнхена, где он прожилл почти десять лет. В течении этого времени он приезжал в Грузию и активно участвовал в событиях, связанных с грузинским искусством. По возвращению в Тбилиси он привез графические и живописные работы – изображения натур, портреты, натюрморты, пейзажи. Эти работы отличаются многообразием и говорят о периоде исканий молодого художника и становлении его художественного видения. По работам Шеварднадзе возможно приблизительно представить себе, какой принцип обучения существовал в Мюнхенской академии художеств того времени. Вместе с тем, на талантливого человека с широкими интересами несомненно оказали влияние художественные тенденции того периода, экспозиции, представленные в галереях и музеях. В 1907-08 годах он рисовал карандашом, преимущественно портреты. Образы людей разного возраста и происхождения созданы рукой уже довольно профессионального и талантливого художника. В нарисованных в 1908 году карандашом и углем сериях женщин внимание заострено на настроении модели, на силуэте, элегантной позе, жесте, мгновенном движении. Фактически, это быстро выполненные зарисовки, в которых решающим является штрих. Композиции, исполненные мягким карандашом или сравнительно твердым углем, отличаются простым решением, серийным характером и быстрой, эскизной манерой письма. Они напоминают работы художников- постимпрессионистов.

Тематика живописных произведений Дмитрия Шеварднадзе, в основном, та же. Часть портретов академической манерой исполнения связаны с реалистическими тенденциями немецкого изобразительного искусства XIX века. Психологический портрет старика, пластично выступающий из простого, темного фона, напоминает портреты В. Лейбла или Ф. Ленбаха, выполненные в 70-80-ых годах XIX века.

Другие же работы Дмитрия Шеварднадзе являются показателями того, что он также хорошо был знаком с новыми и передовыми течениями того периода. Интенсивной манерой письма посредством чистых цветов и подвижных пятен, с определенной экспрессивностью выполненные «Обнаженный мужчина со спины» и «Обнаженная натура», должно быть, являются отзвуками экспрессионистической манеры. «Женщина в синем» и «Женщина в черном берете», как видно, созданы под влиянием образцов Анри де Тулуз-Лотрека. В «Арлекине» и в «Женщине в синем платье» еще раз становится явным интерес Шеварднадзе к психологическому портрету, только здесь он употребляет сравнительно современные для его времени художественные средства.

Не лишены интереса поэтические пейзажи небольшого размера, выполненные с использованием интенсивных цветов, пастозных мазков. Они напоминают серию пейзажей малых размеров В. Кандинского, выполненную в 1906 году. Часть же натюрмортов указывает на влияние творчества П. Сезанна.

Творчество мюнхенского периода для Д. Шеварднадзе, наряду с повышением профессионального мастерства, является еще и временем поисков художественного направления, проявления некоторых особенностей. Его изображения отличаются статичностью, как будто художник старается остановить мгновение. Художник стремится изобразить самые характерные черты портретируемых. Возможно, именно поэтому его привлекает творчество Лотрека и Сезанна – Лотрек создал самый напряженый и характерный образ человека своего времени, а Сезанн, как известно, за внешним изображением предметов старался познать их внутренюю сущность.

Заключение

Рассмотрение упомянутого материала явно свидетельствует о том, что деятельность немецких художников в Грузии охватывает почти полтора века, именно то время, когда происходит зарождение и развитие грузинского станкового искусства. Сегодня трудно судить о том, в какой мере участвовали немецкие художники конца XVIII и начала XIX века в создании первых образцов грузинской портретной живописи. Хотя, судя по имеющемуся у нас материалу, надо полагать, что большая часть иностранных художников были знакомы с образцами грузинской портретной школы и в ряде случаев учитывали и разделяли некоторые характерные черты этой школы.

Творческий след путешествующих по кавказу немецких и других иностранных художников в грузинском изобразительном искусстве первой половины XIX века не был ярко выражен, так как их цели носили более частный характер и не оказывали непосредственного влияния на развитие грузинской живописи. Грузинская же среда, напротив, влияла на творчество немецких мастеров, в известной мере определяла их интересы и обуславливала некоторые особенности их творчества. Естественно, что в каждом частном случае это зависело от индивидуальных стремлений, способностей, или желания отдельного художника усвоить чужую культуру и отобразить ее.

В последующий период, в особенности с 1880 года, роль немецкого общества, поселившегося в Грузии, в силу адаптации с местной средой, становится гораздо более значительной. Если в начале значительную часть немецких колонистов составляли представители среднего сословия, то со второй половины XIX столетия в Грузии начинает обживаться и высокий круг немецкого общества. Здесь обосновываются ученые и представители искусства, и, что самое главное, посредством этих людей налаживается прямой контакт с европейской культурой. В некоторых случаях именно немцы представляются нам носителями новых идей в разных сферах культуры. Их многосторонняя деятельность включает в себя науку, архитектуру, музыку, литературу, изобразительное искусство и множество других областей. Необходимо принять во внимание, что и грузинской общество XIX века проявляет готовность и усваивает новаторские тенденции европейской культуры.

На рубеже XIX-XX веков очень существенной была не только общественная, но и педагогическая деятельность немецких художников. Наверное это также было одним из факторов, который обусловил у молодых грузинских дарований желание поехать в Европу. Надо думать, заслугой немецких педагогов было и то, что не один, впоследствии выдающийся, грузинский художник поехал в Европу достаточно подготовленным в профессиональном отношении, и, зачастую, уже владевшим собственным почерком. Для того, чтобы иметь правильное представление о развитии грузинской культуры, в частности, живописи не только XIX, но и XX века, а также о некоторых своеобразных и существенных аспектах, в процессе исследования грузинского искусства необходимо, параллельно с французскими и русскими культурными связями, учитывать и изучать немецкую художественную традицию

Список литературы, изданной на диссертационную тему:

1. «Грузинская модернистская живопись в европейском контексте», сборник статей «Грузинский модернизм 1910-1930» (соавтор Майя Цицишвили), Тбилиси, 2005 (стр. 94-130)

2. “Deutsche Siedler Im Tiflis des 19. Jahrhunderts“, Iran and the Caucasus, 8.1. Brill, Leiden, 2004, (стр. 65-79)

3. «Немецкие художники, работавшие в Грузии в XIX веке», Сборник научных трудов кафедры истории и теории искусств ТГУ No 4 Тбилиси, 2002 (стр. 179-189)

4. “Deutsche Künstler des 19. Jahrhunderts in Tiflis“, International Conference, Tbilisi In The Nineteenth Century, Georgian Academy of Sciences, G. Tsereteli Intitute of Oriental Studies, Chubinashvili Intitute of History of Georgien Art, June 2002 (стр. 26-31)

5. «Живопись мюнхенского периода Дмитрия Шеварднадзе», Сборник научных трудов ТГУ, Искусствоведение, No 2. Тбилиси, 2001 (стр. 254-263)