Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №6

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Этот зародыш критического начала, заключенный в предмете изображения взятом в целом (повседневная жизнь города), получает тем большее развитие, чем непосредственней подходит художник к задаче обличения нравов и морализиро-ванного назидания. Можно не сомневаться, что такую задачу ставит перед собой Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время.... Дело лишь в том, как эта задача реализуется. Слова самого художника: «Многому бы народ научил, да цензура мешает, век недоверчив» [15] Цит. по: Я.Д. Лещицкий. Ук. соч., с 120. В книгу Я.Д. Лещицкого вкралась неточность: вместо «недоверчив» стоит «недоверчива». Слово это относится не к цензуре, а к веку, что имеет существенное значение. — См.: Архив ГРМ, ф. 9 ед. хр. 35, л. 12 об., — достаточно определенно характеризуют желание Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а учить, назидать и тем самым воспитывать людей. В этом назидательном пафосе проявляется его особая близость Хогарту, наиболее прославившемуся своими сериями картин и гравюр «Модный брак», «Карьера мота» и «Карьера продажной женщины». Откровенностью морализирования, характером рассказа Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... в сепиях ближе всего подходит к методу Хогарта. Интересно, что в одном случае он составляет рассказ из двух листов («Кончина ФиделькиФедотов П. А. Кончина ФиделькиКончина Фидельки. 1844Бумага на картоне, сепия, перо, 33,6 х 47,7Государственная Третьяковская галерея», «Следствие кончины ФиделькиФедотов П. А. Следствие кончины ФиделькиСледствие кончины Фидельки. 1844Бумага на картоне, сепия, перо, 31,6 х 47,6Государственная Третьяковская галерея»), используя прием «история с продолжением», однако по количеству отдельных сцен никак не может равняться с английским мастером, серии которого превышали во всяком случае полдесятка листов или картин. Русский художник выступает как прямой наследник просветительства XVIII века, что объяснимо не только особенностями его таланта, его склонностью к морализированию, но и характером самой действительности, тем новым направлением просветительства, которое появилось в середине XIX столетия. Разумеется, было существенное различие между эпохами, в которые работали английский и русский художники. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ское время выдвинуло новые проблемы, оно отразило мир на точке развития более сложной, чему соответствовал и более сложный, многоаспектный характер искусства. Но сам тип творчества, сама задача оказывались близкими.

Весьма показателен тот принцип рассказа, которым пользуется Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время.... Его композиции многосоставны; в них, как правило, присутствует несколько линий рассказа, несколько фабульных ответвлений; эпизоды развертываются параллельно; временная последовательность еще не соблюдается. Например, в «Первом утре обманутого молодого» одновременно происходят несколько событий: «молодая» просит прощения у мужа, грузчики выносят мебель, некий персонаж передает в окошко записку для недавней невесты, горничная убирает постель, а муж в отчаянии заламывает руки. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... специально собирает все эти эпизоды в единое повествование — для большей убедительности, «вящей» назидательности. Объединяются эти события не по времени, а по смыслу: каждое усиливает обличение и разъясняет характер случившегося.

То же самое мы можем сказать о сепии «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талантФедотов П. А. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талантХудожник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844Бумага, сепия, 31,3 х 45,6Государственная Третьяковская галерея» (1844). Здесь собрано даже еще больше свидетельств разорения и нищеты, а также тех последствий, к которым они привели. Дворник уносит вьюшки «в наказание» за долги, обрекая семью на холод. Мать с ужасом заклинает мальчишку-сына, укравшего серебряный чайник. Старшая дочь, прельщенная вознаграждением, уже отдалась соблазну и уходит с мужчиной, протягивающим ей кошелек. Младший ребенок умер — возле него на столе лежат иконы, Каждая деталь тоже что-то обозначает: подушкой закрыто окно (видимо, разбито стекло), висят пеленки (они теперь не понадобятся), икона, лежащая на столе, — без ризы (ее, наверное, продали). Обо всем этом рассказал сам художник не только фигурной композицией, но и словесно[16] «Описание картин и эскизов Павла Федотова», опубликованное в «Московитянине» в 1850 г. к выставке, состоявшейся в Москве, содержит пересказы всех сюжетов, фигурировавших на выставке. — См.: Я.Д. Лещицкий. Ук. соч., с. 176—184. Следует заметить, что его словесные пересказы сюжетов сепий исчерпывают их предметный состав, перечень событий и содержание. Ничего не остается за пределами словесного описания — нет того, чего нельзя было бы выразить словами. Все это свидельствует о том, что художник делает лишь первые-шаги в пределах новой художественной системы. В дальнейшем — в поздних вещах — можно без труда обнаружить большое расхождение между краткостью возможного словесного рассказа и широтой содержания самого художественного образа (например, в картине «Анкор, еще анкор!Федотов П. А. Анкор, еще анкор!Анкор, еще анкор!. 1851—1852Холст, масло, 34.3 x 46Государственная Третьяковская галерея»).

В использовании многочисленных эпизодов в сепиях есть признаки «жадности» художника, необязательности присутствия того или иного из этих эпизодов. Некоторые можно было бы убрать, отчего композиция стала бы «чище», что-то без труда можно и добавить, можно заменить один эпизод другим и так далее. Боязнь пустого пространства, не заполненного фигурами или вещами, означает неспособность на первых порах из этого пустого пространства извлечь образную выразительность, как это будет делать художник во «Вдовушке» или в «Анкор, еще ан-кор!». Добавим к этому, что все предметы и фигуры несут в сепиях прежде всего информационный смысл: они сообщают нам о том, что случается, что должно и может случиться в ближайшем будущем. Иными словами, в самой системе художественного мышления мы можем констатировать известный рационализм. Будто новая критическая задача как бы легла на ту основу художественного миропонимания, которая возникла еще в пределах классицистического мышления. Другой вопрос, что никаких стилистических следов классицизма мы почти не находим в сепиях. Дело не в стиле, а в том, что художник, как и любой классицист, руководствуется определенной нормой, а критике подвергает отступление от этой нормы. Здесь следует вспомнить, что и ранняя карикатура XIX века (до тех пор, пока ее не перестроил Орловский, имевший целью романтический гротеск) покоилась на классицистической норме, нарушение которой и подвергала осмеянию. При этом она сохранила особенности классицистического языка. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... от этих архаизирующих стилевых моментов отказывался, воспринимал от подлинной карикатуры, рожденной романтическим движением, черты гротеска, но при этом сохранял рационализм общей концепции. Именно это обстоятельство делало карикатурность и гротескность его сепий моментом преходящим, неорганичным, подлежащим дальнейшему преодолению. Эта карикатурность сказывается в подчеркнутых жестах, в демонстративности действий некоторых персонажей, которые часто характеризуют того или иного героя. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... намеренно смешит. Он еще не познал истины гоголевских определений, наставлений великого сатирика, обращенных к актерам: «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях. Напротив, нужно особенно стараться актеру быть скромней, проще и как бы благородней, чем как в самом деле есть то лицо, которое представляется. Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой им роли. Смешное обнаружится само самой именно в той сурьезности, с какою занято своим делом каждое из лиц, выводимых в комедии» [17] Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1951, с. 112.

Карикатурность, деформированность натуры упраздняли красоту мира, которой были исполнены ранние акварели и рисунки Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а, пусть они касались самых незначительных явлений жизни. Теперь, выбирая сатирические сюжеты, обличая, показывая грязь жизни, Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... утрачивает возможность любоваться миром, как это он делал в простой уличной сцене во время дождя. Форма рисунка также теряла красоту. Лишь в «Следствии кончины Фидельки» (1844) намечается конструктивность композиции, некоторая выразительность контура. В более поздней сепии «Бедной девушке краса — смертная косаФедотов П. А. Бедной девушке краса — смертная коса. (Мышеловка)Бедной девушке краса — смертная коса. (Мышеловка). 1846Бумага, сепия, перо, карандаш, 29 х 35,1Государственная Третьяковская галерея» («Мышеловка») (1846) эти тенденции усиливаются. Повод для этого дает сама главная героиня — бедная швея. В характеристике девушки Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... не прибегает ни к карикатуре, ни к информации, ситуация не содержит ничего смешного, герой выступает в «страдательном» качестве. Постепенно красота мира в произведениях художника восстанавливается. Однако этот путь восстановления был для Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а не совсем легким. Перелом к критическому началу, к обличению, к раскрытию жизненных противоречий заставил Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а отрешиться от красоты и обратиться к злому, жестокому, искажающему подлинный человеческий облик, естественную гармонию жизни. Перед ним были носители этого зла: он стремился высмеять их, опозорить, представить в истинном виде, не замаскированными внешней пристойностью. До тех пор пока Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... не перенес удар критики с самих носителей зла на обстоятельства жизни, делающие людей злыми, красота мира оставалась ему недоступной. Поэтому сепии были как бы «перевалочным пунктом» в эволюции художника, а не с целью его эволюции.

В связи с общей позицией художника решалась им и проблема движения, которая была чрезвычайно важна для утверждения новой сюжетной концепции в пределах бытового жанра. В ранних работах — в групповом портрете игроков или особенно в «Уличной сцене в Москве во время дождя» при внешнем движении господствовала внутренняя статика. Перемещение фигур не имело конкретной образной цели, не содержало в себе единственно возможного выражения определенного смысла действия. Жесты персонажей были весьма ограничены и последовательно функциональны; в использовании жеста художник не прибегал ни к каким «излишествам». В сепиях происходят важные перемены в трактовке движения. Оно активизируется, акцентируется, подчас преувеличивается, но при этом распыляется. «Кончина Фидельки» (1844) может служить прекрасным примером этой тенденции. Здесь все движутся в разные стороны. Муж, прихвативший бутылку и спасающийся от гнева разбушевавшейся жены, торопливо уходит в другую комнату, поддав при этом ногой одну из многочисленных собачек; за ним убегает дочка. Хозяйка дома устремлена в противоположную сторону, почти толкая горничную в плечо и решительно давая ей какие-то указания. Навстречу в открытую дверь устремляются врачи. Справа хозяйский сын мучит еще одну собачку, хватая ее за хвост, развернув при этом свою фигуру в причудливой позе. Направления всех движений резко противостоят друг другу. Ни одно из них не оказывается главным. Поэтому в композиции нет «обязательности»: обязателен лишь параллелепипед интерьера, раскрытый с одной стороны зрителю. Внутри же это пространство наполнено самыми различными линиями движения.

В дальнейшем эта концепция развития действия будет изменяться. Движение будет концентрироваться, получит целенаправленность, утратит дробность, подчинится главному событию, определится в конкретном времени. Путь к такому пониманию движения пройдет через «Разборчивую невесту» (1847) и «Сватовство майора» (1848). Там целенаправленность движения достигнет своей кульминации, а затем начнется как бы обратный процесс. Движение будет останавливаться, вернее, утрачивать свое внешнее проявление и обретать внутреннее. Во «Вдовушке» (1851) и «Анкор, еще анкор!» (1851—1852) оно на первый взгляд остановится совершенно; но будучи скрытым и как бы изнутри натыкаясь на преграды статики, оно станет истинным реализатором драматизма.




15. Цит. по: Я.Д. Лещицкий. Ук. соч., с 120. В книгу Я.Д. Лещицкого вкралась неточность: вместо «недоверчив» стоит «недоверчива». Слово это относится не к цензуре, а к веку, что имеет существенное значение. — См.: Архив ГРМ, ф. 9 ед. хр. 35, л. 12 об.
16. «Описание картин и эскизов Павла Федотова», опубликованное в «Московитянине» в 1850 г. к выставке, состоявшейся в Москве, содержит пересказы всех сюжетов, фигурировавших на выставке. — См.: Я.Д. Лещицкий. Ук. соч., с. 176—184
17. Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1951, с. 112