Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №9

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Личности художника посвящают свои произведения многие писатели: Гоголь пишет «Портрет», В. Ф. Одоевский — повесть «Живописец», Т.Г. Шевченко — автобиографическую повесть «Художник». Все эти ходовые сюжеты, на линии которых перекрещивались интересы художника и современных ему писателей, выбирались ими и приобретали устойчивое место в художественном творчестве прежде всего потому, что за такого рода сюжетами стояли самые жизненные проблемы, самые больные места общества. В этих самых больных местах соединялись бытовые факты и глубинные смыслы, жизненные явления и сущности. Последние находили выход в первых, реализовались в них. Сюжеты эти были «удобным местом», на котором и можно было продемонстрировать всю глубину падения нравов при внешней добропорядочности жизненных ситуаций. Перед писателем и художником вставала таким образом задача проникновения за пределы поверхности явлений, задача анализа, раскрытия сущности с помощью последовательного движения от поверхности в глубину.

Все сюжеты и сами картины, созданные Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым, являются свидетельством такого пути художника, и особенно «Сватовство майора» (1848) — центральное произведение зрелого периода. Оно подвело итоги непродолжительному развитию мастера, выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. В «Сватовстве майора» оказалось преодоленным противоречие между раскрываемым художником жизненным явлением и красотой объективного мира. Эти две позиции перестали противостоять друг другу. Но они не слились, а как бы разминулись, что и позволило Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...у критические сюжеты наполнить поэтическим содержанием.

В «Сватовстве майора» ни один герой не кажется нам безобразным или отталкивающим. Жизненная противоречивость, скверна, господствующая в мире, познаются нами скорее умозрительно. Мы сами делаем выводы об искажении личности, произошедшем в реальности; но художник не указывает нам перстом прямо на зло, на его носителей. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ские герои — люди как люди. Они не отклоняются от нормы, не производят каких-либо действий, наносящих ущерб жизненной системе, принятой в обществе. Все эти герои по-своему совершенны — как представители общества,. как типы, как формулы человеческих характеров. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... напоминает в этом отношении Гоголя, который писал, что «много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья» [20] Н.В Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1951, с. 134. Слово «презренной» в устах великого писателя имеет, видимо, двоякий смысл. Речь идет о повседневности, якобы недостойной внимания высокого искусства, но можно подумать и о презренности изображаемых явлений с точки зрения выразителя неких общественных идеалов. А «перл создания», разумеется, предполагает и ту любовь художника к предмету, то мастерство, которые он вкладывает в свой образ. Интересно высказывание А. А. Блока по поводу классических отрицательных образов русской литературы: «Чтобы изобразить человека, надо полюбить его — узнать. Грибоедов любил Фамусова, уверен, что временами — больше, чем Чацкого. Гоголь любил Хлестакова и Чичикова, Чичикова — особенно» [21] А. Блок. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 7. М.—Л., 1963, с. 218. Эти слова Блока можно перенести и на героев Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а. Наверное, они не могут быть применены к свежему кавалеру. Но что касается майора или купца и его жены, то здесь блоковское предположение вполне оправдано [22] Интересным в этом плане представляется свидетельство А. Дружинина, который писал: «Людей совершенно не нравившихся Федотову я вовсе не знаю: он мог назваться виртуозом в обращении с себе подобными и из самых незначительных личностей извлекал все, что только они могли ему доставить». — См.: А. Дружинин. Ук. соч., с. 41, 42. В Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ском представлении это действительно «перлы создания», «венцы творения». Они настолько отлиты самой жизнью и глазом художника в безупречную формулу, что становятся образцами. Та любовь, которая возникает в процессе творчества к создаваемому образу как к формуле, как бы переносится — хотя бы частично — и на сам предмет. К тому же добавим, что этого самого предмета в реальности просто не существует — он есть слияние реального и сконструированного; он так же подвластен законам жизни, как и законам творчества. Но так или иначе герой несет на себе отблеск эстетического совершенства и может поэтому воспользоваться хотя бы частичным оправданием за свои поступки. Это частичное оправдание раскрывает перед Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым возможность изобразить своих героев в мире прекрасных предметов, самой форме картины придать гармоническое совершенство.

С другой стороны, чем более гармоничные формы приобретает окружающий мир вещей, сам интерьер, в котором происходит изображенное действие, тем острее воспринимается мыслимое (но незримое) несовершенство жизни. За смешным, забавным, внешне привлекательным, красивым угадывается сеть бесчеловечных законов, управляющих миром, вызывающих уродливые отношения между людьми. Тут-то и рождается знаменитый гоголевский «смех сквозь слезы». Применительно к Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...у лучше было бы перевернуть эту формулу —«слезы сквозь смех» ибо зритель через чувство «добродушного смеха», содержащего в себе момент любования и ситуацией, и героями, и предметами, приводит к мысли о неустроенности мира, о его лживости, о нарушении коренных законов человечности.

Обнаружение сущности явления, разоблачение лицемерия общества, лжи, которая в нем господствует, стремление людей казаться не тем, что они есть на самом деле, — одна из важнейших особенностей Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ского подхода, его центральная задача. Она затрагивается в сепиях, в «Свежем кавалере», в «Разборчивой невесте», но наиболее совершенно решается в «Сватовстве майора». Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... обращает внимание зрителя на то, как дом купца преобразился к моменту появления жениха-майора. На женщинах модные платья, к которым они не привыкли; хозяин дома — купец — пытается натянуть на себя сюртук вместо привычного армяка. На подносах появились дорогие вина. Но оживление, суета, царящие в доме, разоблачают всю эту фальшь. Нарушитель покоя — жених, со своей стороны, является в дом купца не в том обличий, какое ему обычно свойственно, пытаясь придать своему облику молодцеватость, скрыть следы надвигающейся старости, разгульной жизни и вовсе не желая демонстрировать пустой кошелек. Вся эта ситуация ясно читается зрителем, который словно присутствует в самый ответственный момент некоего театрального представления.

Но вещи «неповинны» во всех тех ситуациях, которые создаются художником на холсте. В отличие от «полувиновных» людей, они совершенно чисты перед законом совести. К тому же тот момент двойственности, который был в «Разборчивой невесте», исчезает. Красота предметов не мешает им выполнять информационную роль; сам их состав никого и ничего не разоблачает; роскошная люстра — предмет особого внимания художника, — соседствуя с купеческими портретами и лубочными изображениями генералов, не участвует ни в каком назидании по поводу дурного вкуса хозяев, как участвовали в таком назидании предметы в «Разборчивой невесте». Поэтому интерьер и натюрморт возвращают себе ту роль поэтических истолкователей мира, какую имели они в творчестве Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ских предшественников — мастеров круга Венецианова. Интересно, что Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... в «Сватовство майораФедотов П. А. Сватовство майораСватовство майора. 1848Холст, масло, 58,3 х 75,4Государственная Третьяковская галерея» наконец-то изменяет расположение интерьера, который в «Свежем кавалере» и в «Разборчивой невесте» был повернут к зрителю углом. Теперь пространство разворачивается параллельно картинной поверхности. В соседние комнаты открываются проемы — раскрытые двери не только сопрягают отдельные пространственные ячейки, но и наполняют главное место действия светом, который ровными снопами ложится на ближнюю часть «сценической площадки», тогда как дальняя ее часть остается в полутени. Венециановский интерьер, однако, не обладал театральностью, присущей Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...скому. Но и у Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а он отнюдь не бутафорский. В нем есть своя внутренняя красота, которая соединяется с красотой предметов. Прекрасно и пространство, и вещи, которые в нем располагаются. Когда смотришь на картину, упиваешься этими вещами. Красиво поблескивают рюмки и бутылки, сверкая бликами, тонкими полосками света, отражающегося на стекле. Люстра перекликается со стеклом своим мерцанием, выступая из полутени затейливым переплетением форм. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... почти осязательно передает фактуру скатерти с крупным узором. Расставленные на столе тарелки с яствами обладают почти сурбарановской вещностью и убедительностью. Они написаны даже не по-голландски — не столь интересует художника выразительная поверхность вещей, сколь их внутренняя структура, не столь иллюзия предмета, сколь сам предмет. С подлинным великолепием художник передает переливы ткани женских платьев, красоту кружевной накидки и оброненного на пол платка, предметную целостность шкатулки, стоящей на ближнем столике, красную поверхность мебели. Все эти предметы ценны сами по себе. Главное в системе понимания вещей — восприятие предмета в его самоценности, самодостаточности, самозначимости, которые предопределяют его красоту. Совершенство становится здесь отголоском человеческого труда, вложенного в каждый объект. Как бы в соответствии с этим сам художник стремится вложить свой труд, свое мастерство в живоцись предметов. Известно, как сам он говорил по поводу подобного рода задач, стоящих перед художником.

Работая над «ВдовушкойФедотов П. А. Вдовушка. (первый вариант)Вдовушка. (первый вариант). 1851Холст, масло, 57,5 х 44,4Ивановский областной художественный музей», художник однажды сказал, что не кончит картину до тех пор, пока не научится писать красное дерево [23] См.: А. Дружинин. Ук. соч., с. 39. Затрачивая столько сил на свое произведение, он как бы признавался в том, что успехи даются ему нелегко, и писал по этому поводу: «Про «Вдовушку», выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: «немудрено сделать хорошо, изучал предмет два года». Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью» [24] См.: А. Дружинин. Ук. соч., с. 40. Подобного рода высказывания нередко встречаются у Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а. Они отражают не только честность его отношения к своей задаче, но и «предметно-ремесленную» направленность его исканий. Он был чужд внешнему художническому артистизму. В большей мере его волновала сделанность картины, ее сработанность. «Сватовство майораФедотов П. А. Сватовство майораСватовство майора. 1848Холст, масло, 58,3 х 75,4Государственная Третьяковская галерея» явилось первым произведением, где эти искания Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а могли бы воплотиться свободно, ибо художник к этому времени подошел уже во всеоружии мастерства. Он преодолел противоречие между критическим и поэтическим началом, сумел восполнить недостатки раннего, дилетантского периода своего творчества.

Идея предметного совершенства переносилась художником с обработки каждой детали на построение картины как завершенной сработанной формы. Этой задаче соответствует одна из функций композиционного построения. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... намеренно выдвигает проблему композиционного равновесия. Не зря в картине так уверенно акцентирован центр — для этого художнику понадобилась та самая знаменитая люстра, которую он так долго искал. На середину холста приходится еще одно ответственное место композиции — рука матери, удерживающая за платье дочь, пытающуюся убежать в другую комнату от своего жениха. Две диагональные линии пересекаются как раз в этой точке. Одна намечена более определенно — она протянута от фигуры купца к фигурам двух женщин и к левому ближнему углу интерьера, где изображен столик. Противоположная диагональ намечена не так четко; она с трудом пробивает себе путь через фигуры сидельца и кухарки, фигуру невесты, оброненный платок и силуэт кошки, «намывающей» гостей. Кроме того, в силу вступают и другие элементы равновесия. Гармонично отвечают друг другу раскрытые двери с противоположных сторон, в определенном порядке располагаются на стене портреты и картины в рамах. Равновесие соблюдается и по горизонтали: свободная полоса пола соответствует той ,части стены, которая поднимается над фигурами. Однако следует отметить, что все это гармоничное расположение предметов и фигур отнюдь не является предвзятым, не входит в какое-либо противоречие с самим действием, событием, состоянием персонажей. Функция равновесия как бы совпадает в своей реализации с функцией выражения логики действия.




20. Н.В Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1951, с. 134
21. А. Блок. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 7. М.—Л., 1963, с. 218
22. Интересным в этом плане представляется свидетельство А. Дружинина, который писал: «Людей совершенно не нравившихся Федотову я вовсе не знаю: он мог назваться виртуозом в обращении с себе подобными и из самых незначительных личностей извлекал все, что только они могли ему доставить». — См.: А. Дружинин. Ук. соч., с. 41, 42
23. См.: А. Дружинин. Ук. соч., с. 39
24. См.: А. Дружинин. Ук. соч., с. 40