Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №4

Пленэрные искания Станислава Жуковского в зрелый период 
(1905-1910). 1980. Автор: Горелов М.И.

Здесь слышны не только звонкие, но и «тихие струны». Переданный момент помогает угадать процессы, совершающиеся в природе: мы не только видим быстрое угасание дня, но ощущаем и неторопливое, неумолимое наступление осени. Все это пробуждает вереницу мыслей и чувств. Радуют и печалят нежные жемчужные и голубоватые оттенки закатного и вечернего неба, затененные пышные газоны травы с вкрапленными в них опавшими пожелтевшими листьями. Обнажающиеся деревья вспоминают и грустят об ушедшем лете, покинутый дом словно наполнен далекими отзвуками голосов недавних веселых гостей.

В поисках наиболее выразительных живописных приемов художник переходит к корпусной манере письма, использует мощные наслоения и заливы краски, удары кисти сочетает с темпераментными мастихиновыми накладками. Тем самым он придает произведению декоративное звучание, наиболее полно соответствующее характеру изображаемого момента.

Картина «Осенний вечер» передает недолгие минуты солнечного заката. Художник, прежде чем писать картину, запечатлел это мгновение в быстро написанном этюде. Этюд хранится в собрании К.П.Постниковой в Москве. Изображен тот же дом с той же торцовой стороны, что и в картине, но только с несколько иной точки зрения. Поэтому вместо фасада дома видна его задняя часть, представляющая пристройку. В отличие от картины в этюде здание затенено, тогда как роща залита солнечным светом. Сквозь ветви деревьев виднеется оранжево-золотистое закатное небо. Этот контраст больших одноцветных плоскостей и многоцветных участков усиливает яркость красок. Тому же способствует и противопоставление теплых и холодных тонов. Луг на переднем плане передан в зеленоватых и голубоватых тонах, рядом с которыми в полную силу звучат оранжевые и золотистые вспышки лучей заходящего солнца. Однако именно солнечный свет, согревающий холодные белые и голубые тона, служит объединяющим колористическом началом, способствует примирению этих двух основных контрастирующих красочных гамм.

В картине, значительно большей по размеру, художник предельно сужает избранный кадр. Здесь раскрывается его метод выделения типической детали, которая становится образом целой картины. Фасад дома приближен к зрителю, и на нем сосредоточено главное внимание. При этом меняется эмоциональное осмысление образа. В этюде образ природы выражает мажорно звучное приподнятое настроение, тогда как вид человеческого жилища, смотрящего на мир своим единственным окном, навевает тоску одиночества. Ликованию природы противопоставлена грусть человека. В картине природа словно погружается в печальную дрему, а человеческое жилище представляется образом радостной, светлой и ясной мечты.

Картина «Осенний вечер», появившаяся в 1906 году на 34-й Передвижной выставке, поразила зрителей своей новизной. Критик А.В. Скал он писал: «У Жуковского всех произведений с этюдами около десяти. Очень хорош его «Осенний вечер», где отлично передан свет заката, холодное осеннее небо, отблеск зари в оконных стеклах. Написана картина в его обычной сильной и яркой, очень правдивой гамме. В его «Паперти» есть очень удачные по передаче солнечных пятен места. Изображена белая церковь на солнце. Вообще преобладают солнечные мотивы. В «Проселке» художник взял простой и милый момент: серенький денек в деревенской глуши. По исполнению это одна из очень удавшихся художнику вещей. Г. Жуковский заметно двигается вперед: краски его все так же ярки и сильны, но общей гармонии в последних вещах много больше, чем в прежних».

В картине «Осенний вечер» Жуковский создал новый по типу лирический пейзаж, в котором декоративно-броская манера оказалась не препятствием, а условием его дальнейшего развития. В то же время в этой работе нет искусственных эффектов, могущих нарушить правду действительности.

Удалось установить место, где была написана эта замечательная картина. «Осенний вечер» (1905) изображает угол дома усадьбы Сигово имения Колокольцевых, находящегося на расстоянии трех четвертых километра от озера Удомля. Тот же дом изображен с другой стороны на картине «Тоскливая нотка».

Вторая половина первого десятилетия открывает целую серию усадебных пейзажей, знаменующих декоративное направление. Жуковский писал их в разное время года, но к лучшим относятся те, в которых воплощен образ осенней природы. Большинство этих пейзажей написано в Тверской губернии. Здесь, в имении Беллярминова Бережок, были созданы пейзажи, запечатлевшие этот старинный дом и парк. Белый дом показан то в перспективе аллеи, то со стороны парка или озера, то целиком, то фрагментарно. При изображении всего здания внимание сосредоточивается на архитектурном объекте, напротив, при показе части здания внимание приковано к усадебному пейзажу.

Если в картине «Осенний вечер» главное — это человеческое жилище, тогда каквсе окружающее погружено в тень, то в картине «Белый дом» здание отступает на второй план и потому больше, чем прежде, акцентируется образ природы. Листопад кончился. На липах лишь кое-где сохранились одинокие оранжевые листочки. Дорожка, ведущая к дому, обрамлена бордюром из опавших листьев.

Белый дом изображен со стороны парка ранним осенним утром. На фоне синего неба дружной группой выступают серые липы, отбрасывающие тени на стены старого дома. Тени невидимых зрителю деревьев пересекли дорожку и упали на кусты. Причудливое чередование темных и светлых пятен создает ощущение воздушности.

Рисунок выявляет линейную перспективу. Особенно характерны в этом смысле цветные контуры белого дома. Одна из вертикальных линий, подчеркивая угол ризолита, делит картину пополам; она является мысленной осью симметрии всего изображения. Именно от нее взгляд зрителя, следуя за уходящими в перспективе плоскостями стен, устремляется в глубину пейзажа.

Колорит построен на цветовых противопоставлениях. На переднем плане привлекает внимание контраст теплых и холодных тонов: золотисто-палевых дорожек и зеленоватых кустарников; на заднем плане господствуют сочетания холодных тонов: белого здания и сине-голубого неба.

Это осеннее утро — мир солнечных пятен и нежных прозрачных теней. Он покоряет, пленяет и радует нас, создает бодрое, приподнятое настроение, волнует новизной перемен, сменой красок, общим оживлением и преображением при-

роды. Природа смотрит на нас нежным, ясным и приветливым взором. Перед нами образ чистоты, гармонии и красоты.

Картина «Белый дом» (1906, Астраханская картинная галерея) экспонировалась на 35-й Передвижной выставке. В иллюстрированном каталоге этой выставки она была ошибочно названа «Парк обнажается». Картина с таким названием значится в указанном каталоге под другим номером и принадлежит Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств.