Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №5

Пленэрные искания Станислава Жуковского в зрелый период 
(1905-1910). 1980. Автор: Горелов М.И.

Изображен уже знакомый нам парк с белым домом в самыйразгар листопада. Желтые листья кружатся на фоне неба, кроны деревьев, травы. Их путь словно прослежен от момента отрыва до момента приземления. Здесь передан процесс увядания природы.

Листья лип почти облетели, и их расстелившийся по земле пожелтелый наряд превратился в роскошный ковер, переливающийся желтыми и красными красками в неярком свете осеннего солнца. Впечатление «тления» и «горения» листвы достигнуто не столько яркостью освещения, сколько контрастом золотистых и зеленых тонов опавшей листвы и молодой свежей травы. На втором плане голые липы отбрасывают темно-коричневые тени, словно дорожки, тянущиеся к дому. Белое двухэтажное здание, выделяющееся на фоне темно-синего неба рядом с кронами деревьев, усиливает звучность осенней листвы.

Стволы двух раскидистых лип, выдержанные в серых тонах, придают пейзажу уравновешенность и цельность. Композиция подчиняет контрасты белых, золотых и синих тонов своей власти, укрощает и сдерживает их стихийный разлив.

В картине передано состояние уходящей жизни природы, которое созвучно настроению покинутого людьми старого здания. В этой усадьбе властвует не человек, а природа. Она разукрашивает землю и даже небо «золотыми россыпями», самовластно устанавливает «ворота» в парк, и стволы, поднявшие к небу свои голые сучья, словно часовые, охраняют ее дары.

В ряде осенних пейзажей Жуковский использует подчеркнуто декоративные приемы письма, например, вводит открытый цвет. К таким работам следует отнести большую картину из собрания Н.П. Федоренко (Москва). По-видимому, она имела название «Утро» (1906).

Запечатлен вид на осенний парк и белый дом со стороны озера. Если в рассмотренных выше двух картинах белый дом находился весь в поле изображения, то в картине «Утро» он показан фрагментарно, что обусловливает асимметричность композиции.

Картина строится по принципу контрастного сопоставления планов. На переднем плане освещение умеренное, на заднем — яркое. Белый дом залит солнечным светом. Светотеневые контрасты усилены цветовыми. Пожелтевшие кроны деревьев блестят на фоне сине-голубого неба. На переднем плане соседствуют зеленые и фиолетовые тона, на заднем — предельно обострен контраст белых, золотисто-рыжих и синих тонов.

Резкость светотеневых и красочных контрастов не нарушает единства художественного образа благодаря композиционной целостности. Изображенная на переднем плане клумба, как и фиолетовые дорожки вокруг нее, образовали мощные дуги, обусловливающие собранность и замкнутость переднего плана. Середина клумбы составляет тот композиционный фокус, вокруг которого развертывается пейзаж. Передний план открывается перед зрителем во всей своей предметной ощутимости и осязаемости.

Техника письма разнообразна. Здесь применены широкие мастихиновые накладки в живописи зелени и газонов, белого дома, кроны деревьев; гладкий мазок соседствует с корпусным; лепка краской — с широким плоским мазком кистью; красочные заливы — с тончайшими лессировочными прописями. В целом это один из наиболее цельных и лаконичных образов в творчестве Жуковского, звучащий радостным гимном природе и жизни.

В картине «Цветы последние» (1906, Ногинский краеведческий музей; повторные варианты: Ростовский областной художественный музей и собрание Ф.Е. Вишневского, Москва, 1911) на переднем плане изображена большая круглая клумба с цветущими белыми и розовыми астрами. На втором плане -угол двухэтажного здания с нависающим балконом. Переданы резкие цветовые контрасты голубого неба, кирпичного здания, белой шторы и зеленой травы. Эти смелые звучные цветовые противопоставления подчинены доведенной до предельного лаконизма композиции, развернувшейся вокруг клумбы. Широкий, укрупненный, зачастую корпусный мазок приближает пейзаж к предполагаемому зрителю.

В рассмотренных двух осенних пейзажах художник использует замкнутую круговую композицию и лаконичные приемы письма и, подчиняя им цветовые и светотеневые контрасты, достигает целостности образного решения.

Стремление к созданию декоративно-броских и одновременно целостных образов проявилось у Жуковского не только в усадебных и парковых, но и в чистых пейзажах. В последних отчетливо выявлено стремление передать сдвиги и перемены, совершающиеся в природе. Об этом свидетельствует картина «Ранней весной» (1910, Куйбышевский художественный музей).

Изображена изгородь у дороги, уходящей в лес. На переднем плане обнажилась скользкая колея, обрамленная по сторонам мощными грядами последнего снега. Удлиненные, перекрученные, как жгуты, переливающиеся экспрессивные мазки словно акцентируют напряжение последней битвы зимы и весны, тогда как сдержанная синевато-розоватая тамма, напротив, умеряет это напряжение. Синие оттенки словно заставляют прочувствовать дуновение зимнего холодка, тогда как розоватые свидетельствуют о непрерывном процессе потепления в природе.

Жуковский не проявлял активности по отношению к событиям, происходящим в общественной жизни. Однако в его творчестве слышатся отзвуки настроений и переживаний его современников. В годы первой русской революции в ряде произведений Жуковского, таких, например, как «Мартовский вечер» (1904) и «Берег моря» (1904), выражено жизнеутверждающее настроение, ощущается душевный подъем.

В годы реакции «произведения Жуковского проникнуты грустной поэзией, и в этом отношении особенно характерна «Печальная русская деревня», где художник, пожалуй, даже впал в утрировку, с покосившимися крышами деревенских домишек».

Картина «Печальная русская деревня» (1908) была экспонирована на 37-й Передвижной выставке в 1908-1909 годах. Она хранится в Тульском художественном музее. Изображена уходящая в глубину пейзажа деревенская улица с грязными колеями, местами сплошь затопленными водой. Избы с покосившимися крышами и окнами, часовня с чуть покривившимся крестом усиливают ощущение осенней грусти унылого деревенского пейзажа. Кругом безлюдно. Лошадь, стоящая на дороге, — единственное живое существо. Картина выдержана в серой гамме, переданной многочисленными градациями цвета от темно-бурых тонов дороги до бледно-сиреневых оттенков пасмурного неба. Только отдельные зеленые пятна травы и красные вспышки рябины оживляют унылый пейзаж. На той же выставке была экспонирована картина «Тоскливая нотка», глядя на которую современники Жуковского воспринимали художника с совершенно новой стороны, как певца печали и грусти. Это произведение показательно для происшедшей в творчестве Жуковского перемены, если вспомнить, что жизнерадостная картина «Осенний вечер» (1905) и «Тоскливая нотка» (1908) написаны с разных сторон одного и того же деревянного помещичьего дома. Один мотив породил разные настроения.