Поэтика декоративных образов. 1976. Автор: Л. Крамаренко
Пожалуй, наиболее выразительными в этом смысле являются произведения из стекла. Стекло как материал обладает, кроме чрезвычайного цветопластического богатства, уникальным свойством взаимодействия со светом — светопроницаемостью, радужным отражением, способностью окрашивать световоздушное пространство вокруг себя. Все эти качества стекла аранжируются художниками для создания определенного настроения. Среди экспонатов последних выставок назовем своеобразное решение такого рода — композицию из стекла «Сокольники» Л. Савельевой. Это три пластических объема, в форме которых словно запечатлены дыхание стеклодува и живая пульсация расплавленного стекла. Их покрывает легкая графика черных ветвей и силуэтов людей и птиц. Стекло прозрачно, слегка окрашено опаловой синевой и будто растворяется в воздухе. Игра смягченных форм похожа на плывущие облака. Все это передает ощущение ветреного осеннего дня, опустевшего городского парка, грусть одиночества. «Сокольники» Л. Савельевой — своеобразный «этюд настроения» в стекле.
По тому же принципу, хотя и в другом ключе, решена работа С. Бескинской «Полюшко-поле» — золотистые вазы-бутоны, вазы-цветы на плотных хрустальных ножках-стеблях, собранные в тесную композицию. Лепной хрусталь мягко бликует, слегка светится желтое стекло, и вся композиция словно оживает, движется, освещается изнутри солнечным светом. Перед нами настроение летнего дня, цветущего поля.
Художников керамики, стекла, гобелена сейчас более всего увлекает задача выразить впечатления от явлений жизни, свои чувства, раздумья, мечты. Основываясь на специфически декоративных свойствах пластики, цвета, композиционных построений, игре материала, они строят ассоциативно-эмоциональный художественный образ. Чаще всего художников вдохновляет мир природы, ее формы, краски, ритмы, но теперь они преображаются не только в декоративный узор или орнамент, но и в обобщенный образно-пластический мотив. Пример — «Лесная фантазия» А. Остроумова; округлые замкнутые объемы из граненого хрусталя, конфигурация которых напоминает кроны деревьев, но они обобщены до геометрической формы, плотные основания из кобальтового стекла — стволы-подставки. На «кронах» — безудержная игра хрустальных граней, острых, колючих, крупных и мелких, полированных и матовых. Традиционный элемент показан в совершенно новой композиции, в стремительных сдвигах ритмов, в динамическом взаимодействии. Так возникает своеобразная стеклянная скульптура, передающая движение, трепет природы, ликующее сияние солнца, волнение и радость живого мира.
В фарфоре мы найдем то же отношение к природным прообразам. Наиболее выразителен большой парадный сервиз Н. Славиной «Свет солнца». Средствами живописи на фарфоре художник разыгрывает красочную симфонию, передающую осеннее состояние природы. Главная краска в авторской палитре — золото; блестящее и матовое, живописное и линейное в сочетании с белизной фарфора и черной графикой рисунка. Славина пишет быстро и темпераментно, «акварельным» мазком. Роспись густо покрывает предметы сервиза, лишь в отдельных местах давая дыхание белому фарфору. Весь ансамбль звучит мажорно, он словно излучает свет и тепло, золотые блики сияют, как осенние листья в лучах солнца. Поэтичный, трепетный образ русской осени рождается перед зрителем.
Но подчас художники от гармонического спокойствия переходят к внутренне конфликтным состояниям и находят своеобразные декоративные средства для его выражения. К таким глубоко напряженным вещам можно отнести «Метаморфозы» В. Шевченко — причудливые формы из стекла, вырастающие из гладкого сжатого цилиндра и взрывающиеся вверху свободным, взволнованным, динамичным цветением. Стремительный взлет пластической формы, ее вихревое движение, в сочетании с огненно-красным «раскаленным» цветом сульфидного стекла, создают ощущение взметнувшегося пламени.