Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

С.Ю. Жуковский. Годы учения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. 1980. Автор: Горелов М.И.

Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... занимался с учениками не только в классах Училища, но и непосредственно на природе; они бывали и работали у него на даче в Бёхове на живописных берегах Оки. Может быть, там у Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... усилился интерес к скромной русской природе, полной неотразимой прелести и неизъяснимого очарования. Картина «К веснеЖуковский С. Ю. К веснеК весне. 1894Холст, масло., 63 x 80,5Национальная галерея Армении» (1894, Картинная галерея Армении) написана под сильным впечатлением от первых окских пейзажей Поленова начала 1890-х годов с их сдержанным колоритом и тонким лирическим настроением.

На переднем плане изображено снежное поле с торчащими голыми кустами. Справа — речка, местами еще затянутая тонким льдом, местами уже вскрывшаяся. На задних планах по обеим сторонам протянулись чащи леса. В пейзаже передано не столько весенне-зимнее, сколько зимне-весеннее настроение тихой грусти. Произведение исполнено в традициях светотеневой передвижнической живописи. Почти черные пятна чащи противопоставлены' белоснежным пятнам снега. Композиция уравновешена. Детали не отвлекают внимания от целого, этому же немало способствует и колористическое единство. Ощущение целостного пространства достигнуто также тем, что, изображая близлежащую рощу, художник акцентирует рисунок, тогда как чащу дальнего леса он передает с помощью цветовых пятен, как бы растворяющих контуры линий. Судя по характеру местности, можно предположить, что этот пейзаж был написан в окрестностях поленовской дачи.

 Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... формально не был учеником Поленова и, может быть, поэтому не упоминает его, перечисляя своих учителей. Но влияние Поленова было во многом определяющим для Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... не только в период становления творчества, но и впоследствии. В глазах молодого художника искусство его учителя предстало как большая и разветвленная система, вмещающая в себя различные направления русского пейзажа. Наряду с «чистым пейзажем» у Поленова существовал архитектурный и усадебный пейзаж, гармонически объединяющий естественную и преобразованную человеком природу. По этим самым путям в дальнейшем стало развиваться творчество Жуковского.

Существовал еще один аспект преемственности между ними. В творчестве Поленова в ряде произведений проявилось стремление преодолеть одномоментность изображения, проследить протяженность времени от настоящего к прошлому. Классическим выражением этого является «Бабушкин садПоленов В. Д. Бабушкин садБабушкин сад. 1878Холст, масло, 54,7 x 65Государственная Третьяковская галерея» (1878), в котором переданы противопоставления старого и молодого как в человеческой жизни, так и в образах архитектуры и природы. Поленов объединяет историю и современность, прошлое и настоящее, то есть в одномоментном изображении ведет рассказ во времени. Это совмещение разных времен, созвучие действительности с воспоминанием, оказалось близким последующему творчеству Жуковского с его усадебной и интерьерной тематикой. Здесь настоящее словно переплетается с прошедшим.

К большому огорчению учеников и вольных посетителей пейзажного класса, занятия у Поленова прекратились в связи с тем, что он, сосредоточившись на творческой работе, с 1 сентября 1895 года оставил Училище. Фамилия Жуковского стоит среди имен учеников, подписавших на прощание адрес любимому учителю.

До сих пор каких-либо высказываний Поленова о Жуковском найти не удалось, за исключением его одобрительного отзыва о картине последнего «Весенний вечерЖуковский С. Ю. Весенний вечерВесенний вечер. 1896Холст, масло, 71 x 98Дальневосточный художественный музей», экспонированной на 25-й Передвижной 1897 года: «Выставка симпатична, особенно интересна «Весна» Жуковского».

В начале марта 1895 года Жуковский получает свидетельство от конторы Совета Московского художественного общества «для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры». После этого ему был выдан билет «для свободного проживания во всех городах и местностях Российской Империи» сроком с 6 марта по 1 сентября. Второй билет аналогичного содержания Жуковский получил в конце августа на срок с 23 августа 1895 года по 1 января 1896 года.

Приведенные сведения позволяют сделать вывод, что  Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... начиная с марта и до конца 1895 года работал вдали от Москвы. Его картина, названная им «НеманЖуковский С. Ю. Река НеманРека Неман. 1895Холст, масло., 84 x 122Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан», исполненная в том же году, дает основание предполагать, что художник ездил на родину и писал виды Гродненской губернии. В настоящее время произведение хранится в музее изобразительных искусств Татарской АССР. Перед нами уходящая в глубину пейзажа лента реки, текущей в плавных изгибах берегов. Огромная равнина и пересекающая ее река покоятся под облачным небом. В рассеянном свете дня поверхность воды приобретает холодный серовато-серебристый оттенок, оживленный легкими чуть-чуть розоватыми и зеленоватыми рефлексами от прибрежной зелени и медленно плывущих кучевых облаков. Думается, что во время работы над картиной молодой художник находился под впечатлением «СиверкоОстроухов И. С. СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» (1890) И. С. Остроухова Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова..... Однако пейзаж Жуковского менее динамичен. Автор обнаруживает мастерство рисовальщика, а не колориста.

В эскизе к картине «НеманЖуковский С. Ю. НеманНеман. 1895Холст, масло., 41 x 67Костромской государственный объединенный художественный музей» (Костромской музей изобразительных искусств) передан тот же вид с более отдаленной точки зрения, и потому в поле изображения попал ближний затененный берег, заросший лесом. Здесь горизонты кажутся более обширными, подчеркнуто ощущение безбрежности просторов. Затененные места очень обобщены, тогда как освещенные разработаны детально.

В картине мазки на переднем плане выявляют предметную определенность, мазки в эскизе подчинены задаче распределения света и тени.

В картине обнаруживается слишком большая зависимость художника от натуры, нет образного начала и индивидуальной выразительности.

Значительно большим мастерством отличается картина «Лес. Папоротники. ЗакатЖуковский С. Ю. Лес. Папоротники. ЗакатЛес. Папоротники. Закат. 1895Холст, масло, 28,7 x 39Государственная Третьяковская галерея» (Третьяковская галерея), исполненная в том же году. Художника и здесь интересует натурный пейзаж, но не в дневном, а в предвечернем освещении.

Произведение характерно продуманным построением. Стволы деревьев по обеим сторонам образуют как бы ворота в мир природы, придают уравновешенность и завершенность композиции. Зелень травы и голубые пятна папоротников согреты золотистым отблеском вечерней зари.

Художник передал образ природы во всей ее вещности и материальной убедительности. Созданию ощущения наполненности пейзажа воздухом немало способствует и умелое сопоставление живописно и графично трактованных деталей. Так, в пятнистой зеленовато-коричневой коре ближайшей ели осязаемо выявлена шероховатость и жесткость ее поверхности, что позволяет ощутить округлость ствола, тогда как деревья второго плана переданы обобщенными силуэтами и кажутся лишенными объема.

Тонкие удлиненные, осторожно положенные мазки подчеркивают объем и форму предметов, но сами не акцентированы и как бы теряются на расстоянии, что было так типично для всей русской пейзажной живописи XIX столетия.

Длительная работа на природе обогатила Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... свежими впечатлениями, способствовала овладению мастерством. Именно 1895 год открывает начало творческой деятельности Жуковского как художника-профессионала.