Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №5
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

С.Ю. Жуковский. Годы учения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. 1980. Автор: Горелов М.И.

Молодой художник справился с этой задачей. Фигура натурщика выделена ярким освещением на темно-фиолетовом фоне драпировки и стен. У его ног сверкают блеском металла оловянное блюдо и начищенный медный кувшин. Позади, за натурщиком, видны мольберты, за которыми пишут ту же модель товарищи Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д..... Их фигуры и лица бегло намечены и затенены и потому воспринимаются подтекстом к основному мотиву картины. Но благодаря тому что они попали в поле изображения, взятая тема зазвучала как «Работа в натурной мастерской». В этой картине  Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... показал умение разобраться в перспективно-пространственных отношениях, особенно в цветовых градациях тонов и оттенков, на переднем плане контрастно противопоставленных, на заднем звучащих более монохромно.

Если К.А. Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи.... и А.Е. Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,... в основном были живописцами, то Л.О. Пастернак Пастернак Леонид Осипович Пастернак Леонид Осипович [1862—1945] Русский художник, представитель русского модерна, самобытный график и живописец, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, педагог. Отец будущего лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака.... был рисовальщиком по преимуществу. Он окончил Мюнхенскую королевскую академию и был хорошо знаком со всеми новейшими течениями в западноевропейской живописи. В частности, он воспринял импрессионистическую манеру письма непосредственно у мастеров Запада. Тем не менее он не поддался модному увлечению придавать световоздушной среде самодовлеющее значение в ущерб наблюдению натуры.

Стремление к отображению правды жизни было положено в основу его творческого и педагогического метода. «Пастернак также требовал не только с натуры рисовать, но натурой проверять любую фигуру, движение корпуса, жест, поворот, напряжение и расслабленность мышц и т. д.» . Эта принципиальная установка на верность натуре глубоко запала в души учеников. Жуковский всю жизнь также руководствовался этим правилом, и правда природы явилась путеводной звездой всего его творчества.

Будучи рисовальщиком, Пастернак пробовал свои силы в разных техниках, в частности в темпере и пастели, работал и в смешанной технике. «В результате разных проб он стал применять бумагу, как архитекторы, делающие свои громадные проекты, и для этого самым надежным материалом был «рулонный ватман», накатанный фабрично на полотняную основу. Такой рулонный ватман растягивался в мокром виде на сильный подрамник, и когда бумага высыхала, получался крепкий, абсолютно ровный и превосходный щит, готовый к окраске. Пастернак работал темперой, усложняя ее добавлением — для ярких тонов -акварелью, а еще чаще по сухой темпере — пастелью».

 Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... на протяжении всей своей жизни, в отличие от Пастернака, был живописцем. Но в его творчестве встречаются как работы, выполненные в одной технике, так и объединяющие несколько техник: темперу, пастель, акварель. В зрелый период творчества такими работами окажутся варианты его известных картин, по своим размерам близкие к первоначальным оригиналам, исполненные на рулонном ватмане, к использованию которого в свое время перешел Пастернак.

Рассматривая разнообразные влияния педагогов на Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д...., нельзя их понимать изолированно одно от другого. На его творческое формирование оказывала воспитательное воздействие школа в целом, основанная на принципах реалистического искусства.

В натурном классе Жуковский занимался в течение двух лет (1895/96 и 1896/97 учебные годы). Если в младших классах ученики в основном упражнялись в рисовании, то в старших классах они перешли к масляной живописи. Фамилия Жуковского значится в списках вольных посетителей в 1895/96 учебном году в «живописном фигурном классе».

В натурном классе Жуковский работает не только маслом, он пользуется и другими живописными и рисовальными материалами, часто применяя и смешанную технику.

Начиная с 1895 года имя Жуковского становится известным в Московском Обществе любителей художеств. Его картина «После пожара» была показана на XV Периодической выставке этого Общества. Шесть его картин, экспонированных на XVIII ученической выставке в 1895 году, продавались на аукционе, организованном Обществом в начале 1896 года. Две из них («После пожара» и «Сокольники») были приобретены соответственно Бландовым и Орловым на общую сумму шестьдесят три рубля, а остальные оценены от тринадцати до двадцати трех рублей каждая. Приведенные сведения подтверждают тот факт, что в это время Жуковский существовал на средства от продажи картин. В 1896 году, еще не будучи членом Общества, Жуковский участвовал на XVI Периодической выставке пятью картинами. За одну из них, «МайЖуковский С. Ю. МайМай. 1896Холст, масло, 71 х 98Частная коллекция», выдвинутую на художественный конкурс, ему была присуждена премия, о чем говорится в отчете комитета этого объединения.

Картина «МайЖуковский С. Ю. МайМай. 1896Холст, масло, 71 х 98Частная коллекция» хранится в Москве в собрании Ю.С. Торсуева. Изображен столь хорошо знакомый одноэтажный деревянный дом в имении «Старая Воля». Его главный вход выделен порталом с двумя парами высоких колонн в окружении цветущих кустов сирени. По сторонам купы деревьев, выступающие на фоне бледного неба, подернутого легкими, чуть фиолетовыми облаками. Перед домом — клумба, вокруг которой развертывается открытое пространство переднего плана. Клумба является центром картины. Этой круговой композиции вторят дуги кустов сирени по сторонам и ряды уходящих в глубину деревьев. На заднем плане композиция замкнута зданием. Светлый портик является как бы осью симметрии.

Холодная зеленовато-голубоватая гамма оживлена слабыми розовато-фиолетовыми пятнами цветущей сирени. Но эти теплые тона приглушены, что определено выбором освещения, характерного для раннего утра, когда только что наступает рассвет, но заря еще не пробудила природу. Предметы переднего плана написаны короткими, осторожными, как бы тающими мазками, то зеленоватыми, то коричневатыми. Мазок мелкий, гладкий, только в теплых тонах, например в кустах сирени, проявляется его слабая рельефность.

Обращает на себя внимание огромная творческая продуктивность Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д..... Так, только в 1897 году на ученической выставке было показано семнадцать его картин, на периодической — шесть и на передвижной — пять. Но эти количественные показатели были выражением внутреннего роста художника, его исключительного трудолюбия и беззаветного увлечения творчеством. Его известность растет; он окрылен надеждой получить признание. Уже в это время  Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... стремится, чтобы его картины были приобретены в галерею П.М. Третьякова. По этому вопросу он вступает с ним в переговоры устно и письменно. 11 января 1897 года он пишет Третьякову: «Многоуважаемый Павел Михайлович! Если у Вас найдется часок свободного времени — посмотреть картину, уже переписанную, то покорнейше прошу Вас пожаловать в мастерскую к Н.А. Касаткину — она там находится. В цене же, конечно, мы с Вами сойдемся. Остаюсь с глубоким уважением С. Жуковский». Напрашивается вывод, что Жуковский своей мастерской тогда еще не имел и, по-видимому, работал в мастерской Касаткина. Из второго письма Третьякову мы узнаем, что Жуковский живет в Училище живописи . Третье письмо подтверждает, что молодой художник прежде всего заинтересован быть представленным в галерее: «Мне будет очень лестно видеть мою картину у Вас в галерее, но согласитесь сами, что цена, предложенная Вами, крайне мала. Я на периодической выставке продаю гораздо худшие картины почти по такой же цене — а ведь это лучшая из моих вещей. Так что я бы хотел, чтобы Вы нашли возможным дать мне хоть 450 рублей. В крайнем случае мне придется принять Ваше условие.

Глубокоуважающий Вас С. Жуковский. Адрес: Училище живописи 19 января 1897 года».