С.Ю. Жуковский. Годы учения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. 1980. Автор: Горелов М.И.
В это время он становится экспонентом выставок Московского товарищества художников. На 3-й выставке были показаны его картины «На деревне» и «Проселок». В следующем, 1896 году на выставке этого объединения появилось десять его этюдов, свидетельствующих об интенсивной работе, а на выставке Академии художеств экспонировалась вышеупомянутая картина «НеманРека Неман. 1895Холст, масло., 84 x 122Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан».
Напряженная творческая работа
как пейзажиста не отвлекала его внимания от занятий в Училище. В натурном классе, в который он перешел на четвертом году обучения, его преподавателями были , и . Все три художника-педагога обладали яркими творческими индивидуальностями, но сходились на приверженности к натуре, составляющей основу реалистического метода обучения. Савицкий, учившийся в Академии художеств вместе с И.Е. Репиным, являлся представителем славной когорты передвижников 1870—1880-х годов. Он прививал своим ученикам неизменную приверженность к жизненной правде и идею законченности художественного произведения, что шло от передвижников старшего поколения. В работах Жуковского на всем протяжении его творческого пути нет какой-либо недоговоренности; в них все изображенное конкретно, понятно, до конца высказано в завершенных образах. В глазах молодого художника черты нового передвижнического этапа объединялись с прогрессивными традициями предшествующего периода.Если вспомнить, что Савицкий как постоянный член Московского правления Товарищества был вдохновителем и организатором передвижных выставок , то можно высказать предположение, что именно он и привлек Жуковского в ряды передвижников.
Как раз в это время, в 1895 году, на XVIII ученической выставке, где экспонировалось тринадцать работ Жуковского, привлек внимание преподавателей его «Помещичий дом», свидетельствующий о пробуждении поэтического таланта. По-видимому, не без содействия Савицкого, картина была отправлена в Петербург и показана на 24-й Передвижной выставке 1896 года под другим названием: «Утро». С тех пор
становится неизменным участником всех выставок Товарищества по 1918 год.Что из себя представляла эта первая и единственная картина
на 24-й Передвижной, становится известно из отзыва: «... и во всем этом беспристрастный зритель усмотрит ... проявления более или менее значительной талантливости (особенно бросающейся в глаза в небольшой картинке Жуковского - «Усадьба») ...».Картина «Утро (Усадьба)», датированная 1895 годом, хранится в Москве в собрании М.М. Успенского. Изображен в перспективе под углом к зрителю усадебный дом в имении «Старая Воля», обрамленный по сторонам деревьями и кустами. В глубине двора, поросшего молодой травой, виден амбар. Высоко в голубом небе повисли кучевые облака. Наступило раннее утро. Первый луч рассвета озарил стену дома. Ярко освещенный белый портик здания кажется сияющим на фоне пейзажа, все еще погруженного в полутень. Портик выделен не только цветом; располагаясь в центре композиции, он является как бы ее осью, что обусловливает уравновешенность двух сторон пейзажа.
Поздняя весна вступает в свои права, когда сирень отцветает и жасмин начинает цвести. Пейзаж интимен по настроению, в воздухе разлито ощущение покоя от прошедшей ночи, но природа уже готова ожить в свете пробуждающегося утра. Кажется, что дом, окутанный утренней дымкой, погружен в какую-то грустную задумчивость, тогда как его портал, освещенный солнцем, вносит в пейзаж радостную ноту. С этим домом были связаны и грустные воспоминания и светлые надежды юного художника, посетившего теперь, спустя три года, эти столь близкие ему родные места. С утренним образом весны связаны в его сознании и недавнее прошлое и счастливое начало пути навстречу славе.
В картине строения детализированы, тогда как лужайка перед домом, кусты сирени и деревья написаны обобщенно. Трава и кусты переданы с помощью градаций цветовых оттенков, что способствует ощущению воздушности. Художник сопоставляет цветовые плоскости в поисках живописной гармонии. Темно-зеленый луг, сиреневая стена дома, красно-коричневые крыши строений, зеленоватая, чуть золотистая листва деревьев находятся в полутени, контрасты этих цветовых пятен приглушены и потому не нарушают впечатления колористического единства.
Если Савицкий был представителем и выразителем взглядов передвижников старшего поколения, то
и в своем творчестве отражали поиски образных и живописных решений последующего времени. Оба эти молодые педагога натурного класса пришли в училище в 1894 году. Они стали в это время известными художниками.Будучи по характеру замкнутым человеком, Архипов учил не столько рассказом, сколько показом и примером своего собственного творчества, в котором он выразил глубоко демократический взгляд на природу.
Архипов уже в 1890-е годы являлся новатором, органически объединившим средствами пленэрной живописи жанр с пейзажем («РадоницаРадоница (Перед обедней). 1892Холст, масло., 58 x 114Государственный Русский музей», 1892, «Лед прошелЛёд прошёл. 1895Холст, масло., 70 x 136Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина», 1895) и с интерьером («В мастерской масокВ мастерской масок. 1897Холст, маслоГосударственный Русский музей», 1897, «ПрачкиПрачки. Конец 1890-хХолст, масло., 91 x 70Государственная Третьяковская галерея», конец 1890-х годов). Впечатления воздуха в своих произведениях Архипов добивался, применяя метод живописных обобщений, благодаря чему детали у него всегда соотнесены с целым. У Архипова существовал и другой прием — выделения типической детали из общего, например, в картине «Отдых» (1895).
Выражая приверженность к натуре, Архипов и в законченных картинах сумел сохранить непосредственную свежесть этюда. Его картина передает действительность как бы со случайной точки зрения и внешне напоминает этюд, словно маскируя способы композиционного построения. Архипов остановился на границе пленэрной живописи и этюдности, но как художник-реалист не переступил эту грань.
Творческий метод Архипова был и его педагогическим методом.
воспринял от учителя умение передать непосредственное ощущение от окружающей природы, словно продолжающей жить на холсте по своим собственным законам, а не по законам искусства. Последние, впрочем, никогда не перестают управлять воссозданным образом. Для Архипова было дорого ощущение синтетического видения, при котором детали неотделимы от целого, даже когда они акцентируются.Творческий и одновременно педагогический метод Архипова с такими присущими ему приемами, как выделение типической детали, сочетание кажущейся этюдности с полной завершенностью произведения, можно продемонстрировать на примере работы Жуковского в учебной мастерской Училища.
Недатированная вещь НатурщикНатурщик. Холст, картон, маслоЧастная коллекция» (собрание М.Х. Бутакова, Москва) знакомит нас с этим методом. Задача постановки состояла в том, чтобы представить обнаженную натуру в сложном ракурсе, передать фигуру в единстве и цельности пластических движений, добиться того, чтобы весь изображенный антураж не отвлекал внимания от основного и главного.
«