С.Ю. Жуковский. Завершение творческого формирования на рубеже XIX и XX веков. 1980. Автор: Горелов М.И.
В картине «Начало осениНачало осени. 1899Холст, масло, 32 x 40Частное собрание» (1899, собрание А.С. Павленко, Москва) изображен тот же берег, что и в рассмотренной ранее картине «Закат. Верховья ВолгиРека. Вечер (Закат. Верховья Волги). 1897Холст, масло, 67 x 104Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки» (1897), но только под иным углом зрения. Лес, тронутый желтизной, и голубая лента реки переданы уходящими в перспективе. В отличие от более ранней картины выделенный кадр подчинен не панорамному, а глубинному построению. Желто-оранжевые пятна чащи чередуются с темно-зелеными елями, что усиливает звучание теплых тонов, но осенняя листва лишь в отдельных местах освещена солнцем; сдержанный вечерний свет смягчает контрасты. Ослаблению контрастов способствует и то, что чаща леса отодвинута в глубину, а пространство переднего плана занимают затененный побуревший берег и луг, заросший травой со следами копыт проходивших здесь на водопой животных. Изображая земной пейзаж, художник пользуется широкими обобщенными мазками, тогда как, характеризуя небо и воду, он меняет манеру, тончайше разрабатывая оттенки: то противопоставляя темно-зеленые и коричневые отражения чащи деревьев серебристому блеску освещенной части водной поверхности, то сопоставляя голубовато-фиолетовые отсветы на ней с близкими тонами неба, тающими у горизонта в розоватой дымке.
Картина создает настроение тихой умиротворенности. В ней сосуществует суровая правда действительности с каким-то преображением природы, словно зачарованной предчувствием близкого вечера.
Критика еще не разглядела колористический дар художника. Один из обозревателей отмечал, что в вещах Жуковского, показанных на передвижных выставках, немало настроения; «жаль только, что он не владеет колоритом».
Значительно большая колористическая звучность обнаруживается у Жуковского в тех картинах осени, в которых пожелтевшая листва передана не в отдалении, а на близком расстоянии.
К таким произведениям может быть отнесен пейзаж «Ясная осеньЯсная осень. Бабье лето. 1899Холст, масло, 38 x 49Государственная Третьяковская галерея» (1899), экспонированный на XIX выставке картин Московского общества любителей художеств в 1899-1900 годах. В настоящее время он носит название «Бабье лето» и принадлежит Третьяковской галерее.
В этом произведении
выступает продолжателем левитановского пейзажа 1890-х годов, с его чувством просветления и отрады, когда природа, даже в момент своего увядания, представляется как бы преображенной, по-своему прекрасной.Своеобразие творческого метода Жуковского этого времени заключалось в том, что он выявлял цветовые контрасты предельно осторожно, словно боясь нарушить общую гармонию колорита. Контрасту освещенной и затененной частей пейзажа вторит противопоставление рыжих пятен пожелтевшей листвы берез и темно-зеленых пятен елей. Здесь нет яркой зелени. Она затенена и словно приглушена. Желтая листва на фоне голубого неба передана размытыми и ослабленными тонами. Более яркими кажутся нижние, освещенные солнцем части деревьев. Благодаря тому что контрасты умеренны, детали и наиболее звучные пятна цвета подчинены целому. Так, темно-зеленые, золотистые и голубые тона ближних планов пейзажа не отвлекают внимания от тончайше нюансированных золотистых и зеленоватых оттенков в его глубине. На переднем, погруженном в тень плане детали теряют четкие очертания, что помогает созданию ощущения воздушной среды.
В одной из тематических серий второй половины 1890-х годов объединились архитектурные пейзажи монастырей и кладбищ. К этим произведениям относятся «Вход на кладбищеВход на кладбище (Монастырская стена). 1896Холст, масло., 40 x 56Государственная Третьяковская галерея» («Монастырская стенаВход на кладбище (Монастырская стена). 1896Холст, масло., 40 x 56Государственная Третьяковская галерея», 1896, Третьяковская галерея) и упомянутое выше «Пробуждение природыПробуждение природы (Ранняя весна). 1898Холст, масло, 39,5 x 58Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова». К ним же следует отнести «Кладбищенский двор» (1899, Третьяковская галерея), ошибочно названный в каталоге галереи «Усадьба вечером». (В пользу первого названия свидетельствуют такие элементы пейзажа, как кладбищенские ворота справа и часть колокольни слева, возвышающейся за домом.) В этих произведениях выражен живой интерес к памятникам старинной архитектуры, почувствовано поэтическое очарование слияния их с природой. Ведущим началом здесь становится архитектура, тогда как природа является дополнением к ней.
Желая всецело отдаться искусству,
добивается отсрочки по отбыванию воинской повинности до двадцативосьмилетнего возраста.Свое художественное образование живописец стремился завершить заграничной поездкой. С настоятельной просьбой командировать его за границу он обращался дважды (в 1899 и 1901 годах) к директору Училища князю А.Е. Львову, но каждый раз получал отказ. Следует отметить, что руководство Училища в течение всего времени обучения Жуковского отклоняло его просьбы. Так было при его прежних попытках перейти из вольных посетителей в ученики. Его выдающиеся способности, исключительное трудолюбие и безукоризненное поведение были признаны всеми, но ему не было оказано какой-либо помощи. Причина такого холодного и, может быть, бездушного отношения, по-видимому, кроется в том, что руководству Училища и членам Совета Московского художественного общества наверное было известно, что Жуковский происходил из польской дворянской семьи, лишенной сословных прав по политическим мотивам. Так, отказ в заграничной командировке ничем не был аргументирован и даже противоречил уставу Московского художественного общества, гласившему: «При проявлении замечательного таланта Общество имеет право послать такого ученика за границу за свой счет».
В начале 1900 года Жуковский сосредоточивает усилия на подготовке картины на большую серебряную медаль. Но в это время он заболевает нервным расстройством. В свидетельстве доктора медицины А.П. Лангового о заболевании указано: «Ввиду того, что его состояние развилось в зависимости от переутомления, я нахожу необходимым посоветовать г. Жуковскому оставить впредь до поправления здоровья всякие занятия». 19 марта 1900 года Жуковский обращается к директору Училища: «Имею честь покорнейше просить ходатайства Вашего сиятельства, ввиду сложности сюжета и необходимости поездок на этюды ... (далее неразборчиво. — М.Г.) мне отсрочки на исполнение работы на большую медаль на один год и выдать пособие в размере двухсот рублей». На это заявление последовал ответ: «Отсрочку дать, в пособии отказано».
работал в сложных условиях, превозмогая усилием воли свое болезненное состояние и совершая длительные поездки за собственный счет при ограниченных денежных возможностях. Судя по сохранившимся двум билетам, дающим право «свободного проживания с женой во всех городах и местностях Российской империи», он находился вне Москвы с конца октября 1900 по апрель 1901 года. На этот раз местом поездок Жуковского явилась Украина, о чем свидетельствуют сохранившиеся этюды, датированные 1900 годом: «Южнорусские луга» (собрание Ф.И. Подвигина) и «Усадьба на юге России» (Таганрогская картинная галерея).