С.Ю. Жуковский. Завершение творческого формирования на рубеже XIX и XX веков. 1980. Автор: Горелов М.И.
Картина «Лунная ночьЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея» была высоко оценена , , дочерью П.М. Третьякова А.П. Боткиной и была приобретена в Третьяковскую галерею.
В последний раз Ранний снегПервый снег. К сумеркам (Ранний снег). 1898Холст, масло, 27 х 40Самарский художественный музей», бывшую на 17-й периодической выставке. На периодических выставках этого общества за три следующих года было показано двадцать восемь его картин.
экспонировался на ученических выставках в 1899 году. Это означало, что он стал материально независимым от Училища, получил известность и признание как талантливый пейзажист. Как раз в это же время он устанавливает более тесные связи с Московским обществом любителей художеств, на периодических выставках которого он участвовал с 1895 года как экспонент. 21 января 1899 года он подает заявление в Комитет этого Общества с просьбой принять его в члены, прилагая при этом картину «Работая в основном в технике масляной живописи, Жуковский в то время много писал акварелью, а также использовал смешанную технику. Кроме организации периодических выставок, где экспонировались произведения масляной живописи, Общество любителей художеств стало ежегодно устраивать выставки акварелей и рисунков, и Жуковский принял в них активное участие. За четыре года (с 1898 по 1901) было показано пятнадцать его работ, исполненных в этих техниках. На лучшие работы объявлялся ежегодно конкурс, и
был дважды удостоен второй премии: за картины «Осенней ночью» 5 ноября 1900 года и «Вечер» 4 ноября 1901 г.Сохранилось всего несколько работ Жуковского, выполненных в технике рисунка и акварели, и поэтому не представляется возможным дать развернутую характеристику его мастерства. Здесь следует привести два примера, один из которых характеризует Жуковского как рисовальщика, другой — как акварелиста. Обе работы хранятся в Третьяковской галерее.
В подписном, но не датированном рисунке «Ранний снег» изображена окраина деревни. Мороз как бы леденит, сковывает землю, охватывает холодным дыханием зимы, а в небе разливается красноватый оттенок утренней зари.
В изображении деревьев художник применяет графит, свинцовый карандаш, околицу подчеркивает углем, снег передает тонким слоем мела, небо чуть-чуть трогает слабыми штрихами красного карандаша.
В акварели «Весенний деньВесенний день. 1901Бумага на картоне, акварель, 41,6 x 50Государственная Третьяковская галерея» (1901) передана окутанная предутренним сумраком земля и просветлевшее небо. Иссиня-черные грачи и белые облака образуют наиболее контрастные пятна. Однако пейзаж производит целостное впечатление; связь неба и земли акцентирована перспективным построением. Там, где кончается межа, протянувшаяся к горизонту, на узком участке в небе открывается как бы новая перспектива, выявленная уходящими вдаль и уменьшающимися в своих размерах облачками.
Знакомство с мастерством Жуковского-акварелиста в этот ранний период до некоторой степени позволяет понять особенности эволюции его творчества в целом. Акварельная техника, оперирующая растекающимися прозрачными красками, помогла художнику найти верные цветовые отношения, уловить характер их зависимости от светотеневых отношений. Так, в рассматриваемой акварели «Весенний деньВесенний день. 1901Бумага на картоне, акварель, 41,6 x 50Государственная Третьяковская галерея» сумрачная земля, кажется, живет одним дыханием со светлым небом; она окутана воздухом, переданным словно бы тающими синевато-голубоватыми рефлексами. Эти холодноватые дополнительные оттенки, приглушившие интенсивные бурые и коричневые тона пейзажа, как бы заставляют почувствовать сырость весенних испарений и свежесть оттаявшей земли.
Особенно интенсивным было участие Жуковского в деятельности Московского общества любителей художеств в 1901 году, когда его картины были экспонированы и на Периодической выставке и на выставке в пользу вспомогательного фонда. Всего было показано в этом году шестнадцать его картин. Этот год был последним, когда Жуковский принимал участие в выставках Общества любителей художеств.
Прекращение активного сотрудничества с Обществом, по-видимому, объясняется тем, что как раз в это время Жуковский завершает свое образование и получает звание классного художника. В следующем году он по-прежнему показывает свои работы на передвижных выставках, а также приглашается участвовать на выставки «Мира искусства». Тем не менее
остается членом Общества любителей художеств и в известной степени продолжает поддерживать с ним контакты. В 1902 году он при поручительстве анималиста А.С. Степанова взял в Обществе ссуду в размере трехсот рублей. В последующие годы отдельные члены Общества покупали его пейзажи, о чем свидетельствует каталог выставки распродажи картин одного из них в помещении Общества любителей художеств в 1907 году. В этой распродаже фигурировало тринадцать картин Жуковского, оцененных каждая от ста пятидесяти до тысячи рублей. 12 января 1908 года он подал заявление: «Прошу не считать меня членом Общества» — и при этом погасил свой прежний долг.Общество оказывало Жуковскому в годы учения на протяжении шести лет постоянную материальную поддержку, но, по-видимому, оно не удовлетворяло его как художника, так как зачастую отдавало предпочтение не новаторским поискам, а решениям, основанным на принципах строгой традиционной светотеневой системы. Кроме того, как свидетельствовали современники, «в старейшем среди Обществ Москвы — Обществе любителей художников — в последнее время произошло много серьезных перемен, чуть не приведших Общество к полному распаду».
Искусство Жуковского на рубеже двух столетий в период завершения им творческого формирования очень разнообразно. Художник показывает себя мастером, умеющим в совершенстве передавать состояние природы во все времена года и, кроме того, сочетать с ней архитектуру. Его манера письма отвечает развитой системе тональной живописи, базирующейся на светотеневой основе.
Произведения усадебного цикла слишком сдержанны и порой скупы по колориту, тогда как в чистых пейзажах, наоборот, колористическая гамма становится относительно звонкой и мажорной. В то же время произведения Жуковского накануне нового века свидетельствуют, что он избегает моментов яркого дня, предпочитая вечерние и ночные часы, о чем напоминают длинные, стелющиеся тени, далеко выходящие за границы изображений. Колорит работ Жуковского основан на излюбленных им сдержанных фиолетово-зеленоватых или сине-голубых тонах.
М.И. Горелов
Издательство «Искусство», 1982 год.