Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич
Воспроизводя конкретный мотив и следуя внутренним закономерностям художественного образа, включающего в себя и чувственное восприятие и логику изобразительных форм, ПлотиныПлотина. 1909Картон, темпера, акварель, 73,5 x 98Костромской государственный объединенный художественный музей» веет чем-то давно знакомым, уже пережитым й оттого особенно милым. Левитановская школа сказалась в безупречно взятых отношениях воды, земли, неба, и бесчисленные оттенки голубых, рыжевато-коричневых, серых и светло-охристых красок получили единство колористического звучания. Ни одно пятно, ни один яркий мазок не «вырываются» из общего тона. Только несколько ударов — темно-зеленые ели — «держат» композицию насыщенного в цвете и плотно прописанного холста.
интуитивно воплощает в пейзаже собственное представление о прекрасном — оно неизменно рождается у художника при постоянном общении с природой. В воображении мастера оно обретает черты, родственные его душевному складу, присущие его темпераменту, его настроению в каждый отдельный момент. В результате художественное произведение становится биографией автора, портретом его души, вместилищем чувств и мыслей. Может быть, поэтому от «Успех ранних пейзажей не шел ни в какое сравнение с тем первым настоящим успехом, какой принесла ПлотинаПлотина. 1909Картон, темпера, акварель, 73,5 x 98Костромской государственный объединенный художественный музей». Она стала популярнейшим произведением того времени, и художник сознавал отчетливо: это лучшее из того, что ему удалось создать.
«Он медленно поднимался в гору, но когда достиг вершины, перед ним открылись широчайшие горизонты. Высокий настрой чувств не оставлял художника.
потребовалось всего три года, чтобы в серии его работ, удачных или не до конца удовлетворявших его самого, засверкали подлинные жемчужины, благодаря которым его имя сохранилось в истории русской пейзажной живописи.никогда не приходилось искать «интересных» мотивов, они возникали совсем неожиданно и целиком захватывали художника. Стоило измениться освещению, состоянию дня или времени года, и в старом, не раз уже повторенном сюжете он открывал неисчерпаемые возможности. Так, ту же плотину он увидел в пасмурный день поздней осени, когда подходил к мельнице с противоположного берега. И родилась новая вещь, изысканная по колористической гамме, неповторимая по настроению.
Состояние быстро менялось, и
торопился схватить главное. Во влажном воздухе цветовые отношения приобретали особую сдержанность, и все строилось на едва уловимых оттенках и переходах цвета. Только недавно выпавший снег своей белизной контрастировал с желтоватой на просвет водой у мельничьего затона, остальное же словно таяло в прозрачной дымке опускающегося вечера. Тонко угаданные валеры создают ощущение уходящего в глубину пространства— оно не прорисовано линейно, но решается именно цветом, сопоставлением очень близких и одновременно удивительно разнообразных по светотоновому развитию густо-серых, коричневатых и синих красок. Как всегда, художник пишет пейзаж прямо с натуры, стараясь не потерять красоту первого, непредвзятого ее восприятия, и как всегда уже в самом процессе работы находит ту внутреннюю структурную основу изображения, которая и определяет его картинность. Здесь каждая деталь подчиняется общему, и все звучит в едином ансамбле, рождая не мимолетное, быстро исчерпывающее себя «чисто зрительное впечатление, но сложный и многогранный образ, основанный на сумме накопленных и отложившихся в сознании мастера жизненных наблюдений. Эта картинность — в цельности Пластического мотива, слагающегося из контрастных по ритму движений, из переклички различных живописных пятен. Навстречу ниспадающей линии леса на горизонте бежит полоска белого снега, а неустойчивость силуэта старой мельницы уравновешивается овалом озера.Снова МельницаМельница. 1913Холст, масло, 67 х 84Музей-квартира И.И. Бродского» в 1910 году Жуковскому присуждается премия имени А. Куинджи.
использует прием кулисного построения пейзажа. Но теперь назначение этих кулис несколько усложняется. Так, деревья переднего плана играют в картине роль ажурного занавеса, сквозь который, как сквозь легкую кисею, проглядывают холодное озеро, деревянный дом и заснеженные поля. За полотно «В 1910-е годы художник совершил путешествие за границу. Он едет в Швейцарию, а затем через Германию и Францию в Италию. Привезенные им этюды были показаны на выставках передвижников и «Союза русских художников», но они не прибавляют ничего нового к характеристике его творчества. Жуковский остается самим собой — певцом простой и скромной природы, отдавая весь жар души этой «своей» теме.
Проходят годы, художник по-прежнему напряженно и много работает и по-прежнему не любит подолгу оставаться в Москве. С ранней весны, едва только устанавливаются дороги, уезжает он в Тверскую губернию. Синие озера и леса этого края, где когда-то бывал
, неудержимо влекут к себе . В Поддубьях — старинное, с огромным парком и садом имение Милюковых Островки, а рядом живописная деревушка, раскинувшаяся на самом берегу озера.Если подойти к усадьбе со стороны парка, с юга, то откроется вид на двухэтажный оштукатуренный дом, к которому ведет аллея старых деревьев. Только вспомнив солнечно-кружевное полотно В старой аллееВ старой аллее. 1913Холст, масло, 81 x 113Частное собрание», исполненное им в 1914 году, начинаешь по-настоящему понимать художника, чувствовать, как и он, обостренными чувствами и смотреть на все окружающее его глазами.
. «