Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Безвременный уход из жизни таких выдающихся мастеров, как , , , словно бы приостановил наметившийся блистательный расцвет пейзажного жанра, развивавшегося в русле романтизма. В позднем творчестве усилилось идеализирующее начало, а творчество братьев Г.Г. и Н. Г. Чернецовых ( , ), связанное с задачами доживающей свой век документальной видописи, уже становилось своего рода анахронизмом.
При всем том было бы весьма односторонним представлять это время как некий застой в пейзажной живописи, считать, что прогрессивные традиции романтизма тридцатых годов, выхолощенные Академией, дегенерировали в рутину и стали своего рода тормозом на пути дальнейшего развития искусства. Напротив, в начале пятидесятых годов в пейзажной, как и в жанровой живописи, зарождались новые взгляды на искусство и делались первые шаги в сторону грядущих открытий. И именно предстояло в дальнейшем сыграть одну из ведущих ролей в этом поступательном движении искусства на пути реализма.
В искусствоведческой литературе до сих пор еще недостаточно выявлено, насколько благотворным для всего творчества показалось пребывание его в московском Училище живописи и ваяния, сыгравшем чрезвычайно существенную рольв становлении реалистического пейзажа середины XIX века. Думается, что три года учебы здесь повлияли в наибольшей степени на формирование творческих установок будущего прославленного художника.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Все тут было близко душе — демократическая обстановка, простота нравов, товарищеская среда. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Поощряемые преподавателями, ученики много работали на натуре, и уже одно это способствовало связи их искусства с реальной жизнью.
В училище сразу определилось влечение к пейзажу. “Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище”, — записал он несколько позже в днсвник “Природа всегда нова [. . .] и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы [. . .]” — отмечает он там же. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. В набросках биографии, останавливаясь на вопросе о своих художественных интересах в эти годы, Шишкин пишет: “Идеал — Рейсдаль него только безусловное подражание природе, — отмечает он в своей ученической тетради, которую ведет в 1852—1853 годах, — может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии”. Переплетение в ранних записях отвлеченно-романтических воззрений с зачатками уже новых, прогрессивных взглядов на искусство отражало общую реальную картину в сложную для русского пейзажа пору рубежа сороковых — пятидесятых годов XIX века.
Безвременный уход из жизни таких выдающихся мастеров, как , , В. И. Штернберг, словно бы приостановил наметившийся блистательный расцвет пейзажного жанра, развивавшегося в русле романтизма. В позднем творчестве усилилось идеализирующее начало, а творчество братьев Г.Г. и Н.Г.Чернецовых, связанное с задачами доживающей свой век документальной видо-писи, уже становилось своего рода анахронизмом.