Статья о Мыльникове А..
Искусство — это диалог: диалог художника с окружающим миром и зрителя — с миром, предстающим перед ним в произведениях художника. Мир Андрея Рублева. Мир Венецианова. Мир Репина, Врубеля, Левитана, Серова, Петрова-Водкина, Рериха, Борисова-Мусатова, Филонова, Дейнеки, Иогансона... Сколько художников - столько миров. Подобно небесным телам, они различны по масштабам, неодинаковы по величине и величию. Но у каждого, от самого малого до огромного — своя орбита, свое место в общей системе, центр которой — человек. Собственно, художник и начинается по сути только тогда, когда дарованная ему искусством возможность самовыражения перестает быть целью, становясь средством общения мыслящей личности с человечеством. Одни достигают этого заветного рубежа раньше, другие позже, третьи... Впрочем, третьего не дано в искусстве. Время с бескомпромиссной строгостью просеивает собираемый историей урожай, отделяя крупные зерна истинных ценностей от неизбежной шелухи. Лишь тот, избранный, кто готов и способен продолжать извечный нелегкий диалог, говорить и быть услышанным, задавать вопросы и отвечать на них, обретает возможность и право не просто творить, но строить свою систему мироздания, в которой его произведения, подобно каменному блоку в строительстве, занимают определенное и прочное место. Любой из таких миров, изменяясь с годами вместе со своим создателем — художником, остается всегда неповторимым, уникальным. Он может быть сказочным, фантастическим — а может, как две капли воды, походить на привычный окружающий нас материальный мир. Он может беспощадно точно, подобно идеально отшлифованному зеркалу, отражать его - и столь же беспощадно искажать, подобно зеркалу кривому. Этот мир может быть обжитым, удобным, легко узнаваемым и распахнутым навстречу людям, — или, напротив, замкнутым, неуютным, даже враждебным. Не может он только быть необитаемым — таков закон реалистического искусства, условие игры. И еще: то, что таит он в себе до поры, должно быть достойно тех духовных затрат, которые неизбежно потребуются от зрителя, стремящегося в него проникнуть.
Мир, открывающийся в произведениях Андрея Андреевича Мыльникова, стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе, попытаться войти в него, а затем, осмотревшись и освоившись, постараться определить, в чем же заключается его своеобразие. В этом многогранном, красочном, чуточку пестром и далеко не безмятежном мире есть радости и тревоги; легкому, почти легкомысленному увлечению и глубокому раздумью: порой он проникнут элегическим настроением, порой — трагичен. Если мысленно сопоставить все, что создано художником более чем за четыре десятилетия творческой деятельности — а создано немало, – то произведения разных периодов, разных жанров могут показаться иногда довольно далекими друг от друга по тематике, настроению, по манере исполнения. Но собранные вместе, они рождают ясную мелодию, с отчетливо звучащей авторской интонацией. При всей своей внутренней цельности, она далеко не проста для восприятия. Ее неоднозначность, многоплановость — одна из отличительных особенностей творчества Мыльникова, в котором одновременно как бы уживается несколько художников. Это — маэстро, легко и виртуозно делающий тонкие красивые вещи, не чуждый порой холодноватой, но всегда артистичной стилизации; это и проникновенный, наблюдательный психолог, свободно переключающий регистры своего отношения к натуре в широком диапазоне — от граничащей с гротеском остроты до нежного, но точного прикосновения к тонким нюансам настроения. Его художественный язык достаточно гибок и восприимчив для того, чтобы одинаково органично звучать и в лирике, и в публицистике, и в драматической патетике. Овеянный авторским настроением пейзаж и строгая монументальная композиция; живописно решенный декоративный поднос и глубоко продуманная тематическая картина; камерный, согретый теплом человеческого чувства портрет — и подчеркнуто конструктивный натюрморт... — круг интересов и возможностей художника чрезвычайно широк. Он охватывает не только различные жанры, но и виды изобразительного искусства: монументальную и станковую живопись, графику, скульптуру.
Разнообразен, если не универсален, и технический арсенал художника, включающий в себя мозаику и витраж, масло и акварель, офорт м линогравюру. Поначалу может сложиться впечатление некоторого непостоянства, даже неопределенности в выборе собственного пути. Это не так. Мыльников по натуре своей - прирожденный исследователь, аналитик, склонный к поиску и эксперименту. Но эксперимент никогда не становится у него самоцелью, и творчество его не было бы достаточно серьезным и полнокровным, если бы эти качества не уравновешивались и не дополнялись столь необходимыми в искусстве интуицией и фантазией. Все это всегда основано у Мыльникова на доскональном изучении того, что принято называть технологией. Работает ли он в живописи, в графике, в скульптуре, — он всегда стремится с максимальной полнотой выявить выразительные возможности того материала, которому доверяет свой замысел. И экспериментируя в области художественной формы, техники и технологии материала, он всегда остается в сфере художественного. На прочном и неразрывном симбиозе высокой идейности и художественности, интеллекта и темперамента, знания и интуиции строится поэтика его произведений.