Статья о Мыльникове А..
Да, искусство - это зеркало, особое, отражающее не только зрительно воспринимаемые черты того или другого созданного образа, но и многое из того, что недоступно глазу. И если что-то не устраивает нас в сохраненных его волшебной силой отражениях, - не стоит отвергать их и тянуться к иным, кажущимся нам сегодня более «зеркальными». Рассматривая работы Мыльникова послевоенного десятилетия - такие как «На мирных полях», «Изобилие», - необходимо при их оценке постараться понять сущность тех социальных и эстетических задач, которые ставились художнику самим временем. Страна поднималась из руин. Залечивала нанесенные войной раны. Народ продолжал прерванное войной мирное строительство. Соединялась связь времен, люди возвращались к мирному труду, к тому, что было нарушено, но не забыто. Возвращались далеко не все - миллионы остались навеки на полях сражений, не вернулись в цеха заводов, на колхозные поля. Было трудно, порой невыносимо трудно, и жизнь была далеко не столь идиллически-лучезарной, какой предстает она во многих произведениях искусства той поры. Но было ли в этом только стремление приукрасить, выдать желаемое за действительное? Или искусство, как могло, восполняло общественную потребность в «отрадном», в праздничности, уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне? Восполняло с лихвой, с перехлестом, воздвигая дома-дворцы на местах руин и пожарищ, создавая подземные «чертоги» метрополитена, строя
«город-сказку» - комплекс ВДНХ; восполняло обилием декора и позолоты, голубизной изображаемых небес и ослепительной белизной улыбок, роскошью драпировок... Словом, праздник - так праздник. Другое дело, что праздник не может длиться вечно и чрезмерно затянувшееся торжество становится в конце концов утомительным. Завершение работы над «Изобилием» совпало по времени с выходом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которым была подведена логически оправданная и исторически обусловленная черта под периодом «украшательства». За этим последовали в те годы резкие перемены в образной системе архитектуры и, естественно, кровно связанной с ней монументальной живописи. Началась глубокая перестройка идейно-эстетической, философской, наконец, социальной основы художественного мышления; многое менялось в понимании роли и значения монументального искусства, и в связи с этим - монументальности художественного, поэтического образа. Перемены эти не могли не коснуться и Мыльникова. В его творчестве с самых первых шагов обнаружился тот дар своеобразного «опережающего» видения, который отличает каждого большого художника, позволяет ему увидеть суть событий, и, главное, найти им адекватное художественно-образное выражение, чуть, может быть, раньше, чем полный исторический смысл происходящего станет достоянием массового сознания. Именно это позволило ему уже в середине пятидесятых годов создать картину о зарождении великого национально-освободительного движения, явившегося во второй половине XX века одним из главных факторов борьбы народов за мир и социальный прогресс.
Картина - «Пробуждение» (1957) - написана под впечатлением от Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте, участником которого Мыльников был в 1953 году. Он увидел и почувствовал большое общечеловеческое содержание встречи молодежи разных стран и континентов, воспринял ее как символ нового времени, символ перемен, пробуждения народов, срывающих с себя многовековое ярмо колониального рабства.