Статья о Мыльникове А..
Герои картины Мыльникова - молодые люди пятидесятых годов. Им принадлежит будущее планеты, от них во многом зависит - каким быть завтрашнему дню человечества. С пристальным вниманием всматривается художник в их облик, стремясь увидеть и запечатлеть прежде всего не черты этнического своеобразия, но то особое своеобразие в их лицах, которое определяет время. Что отличает молодежь мира пятидесятых - от молодежи сороковых, двадцатых..? Конечно, не поделишь на десятилетия те перемены, что постоянно и на первый взгляд неуловимо происходят в человеке по мере развития общества, членом которого он является. И все-таки они есть, черты эпохи, черты будущего - в настоящем. Увидеть, понять и суметь воплотить в совершенной, монументальной художественной форме отблеск времени, событий, печать истории - на лицах людей, в их позах, манере движений, жестикуляции, - сохраняя одновременно историческую перспективу, не теряя из виду главного, непреходящего, вечного, - такую непростую задачу пытается разрешить Мыльников в своем произведении. Трактуя образ человека в плане широкого социального обобщения, художник вновь, как и всегда, стремится сохранить живую конкретность человеческой личности, характер которой здесь раскрывается не столько в однозначной оценке, сколько во взаимоотношении и взаимосвязи со всеми участниками исторического действия. Работа над полотном шла непросто и была завершена лишь в 1957 году. В ходе ее Мыльников отказался от привычного для того времени внешне эффектного мотива триумфального шествия, разрабатывавшегося и доминировавшего в первоначальных эскизах. Как верно замечено в монографии А.Л.Кагановича, посвященной творчеству Мыльникова, «идея пробуждения народов оказалась несовместимой с парадностью, она требовала большей сдержанности и глубины»*. И если в «Пробуждении» многое еще осталось недосказанным, недостаточно убедительным как в общем строе полотна, так и в отдельных деталях, то в дальнейшем художественный язык Мыльникова обретает ясность и завершенность. Своеобразие этого процесса кристаллизации индивидуальной манеры, созвучного общим для всего советского монументального искусства тенденциям развития, с особой наглядностью и убедительностью проявилось в ходе работы Мыльникова над ленинской темой - мозаичным панно, созданным совместно с А.Л.Королевым в 1965 году для станции ленинградского метро «Площадь Ленина», и особенно - монументальным портретом вождя для зала заседаний Кремлевского Дворца съездов. Лучшие из произведений монументальной Ленинианы стали художественными символами определенных исторических этапов развития советского искусства, воплощающих новаторское, прогрессивное содержание искусства социалистического реализма. Именно в них намечаются главные, как правило, неподвластные временным стилистическим колебаниям черты большого стиля - стиля эпохи. К числу таких произведений принадлежат выполненный в сложной технике чеканки по латуни серебром портрет В. И.Ленина для металлического занавеса Кремлевского Дворца съездов (1961) и флорентийская мозаика «В.И.Ленин» (1964). Мощно и конструктивно промоделирована в них голова Ленина, черты лица обозначены с той степенью отчетливой резкости, которая позволяет на большом расстоянии свободно «прочитывать» лейтмотив образа: его романтическую одухотворенность, наполненность энергией, внутренним движением души.
При этом - строгое самоограничение в отборе изобразительных средств, соответствующее специфике материала: подчеркнутое внимание к линейному началу, повышенное значение контура; подчиненность пространственного построения задаче фиксации плоскости; стремление к замкнутости форм, тяготеющих к простым и легко воспринимаемым геометрическим фигурам; условность объемного решения, построенного на «огранке» объема плоскостями. Но и здесь возможности материала не диктуют и не определяют меру условности, а подчиняются задаче создания лаконичного, выразительного и запоминающегося образа.