Статья о Мыльникове А..
Много и напряженно работая на протяжении пятидесятых - первой половины шестидесятых годов над созданием крупных монументальных произведений, - здесь надо назвать еще мозаику и росписи, выполненные в 1962 году для Ленинградского ТЮЗа, - Мыльников продолжает заниматься и другими, более камерными жанрами - портретом, пейзажем, натюрмортом. В эти годы в его творчестве постепенно, как бы исподволь, складывается тот круг тем, образов, излюбленных мотивов, который определяет в конечном итоге своеобразие создаваемого им художественного, поэтического мира. Обращаясь к первым двум десятилетиям творчества Мыльникова, сопоставляя, сравнивая произведения этих лет, интересно наблюдать за тем, как в них фиксируются этапы, ступени духовных, интеллектуальных, нравственных обретений и открытий, которые приведут впоследствии, в конце шестидесятых, а затем в семидесятые годы -к созданию крупных тематических полотен. Может быть, с наибольшей полнотой и ясностью ощущается это в портретном жанре - одном из излюбленных в творчестве художника.
В «Портрете жены», написанном в 1956 году, Мыльников, любуясь красотой и обаянием личности близкого ему человека, доверительно делится со зрителем своей искренней влюбленностью в натуру, в саму жизнь. Он не стремится к раскрытию глубины и сложности характера, анализу психологического состояния изображенной. Прежде всего его привлекает пленительная красота молодой женщины, словно прислушивающейся к одной ей ведомой задушевной мелодии, которой созвучны пластика движений, линейный и цветовой ритм полотна. Портрет подкупает проникновенной и бесхитростной правдивостью образа, ощущением лиричности и ясности настроения модели и художника. В написанном спустя семь лет портрете «Белая ночь» прямая художественная фиксация красоты окружающего мира сменяется стремлением к философскому и поэтическому ее осмыслению. Ощущением чистоты, радости бытия - и в то же время легкой элегической грусти, прозрачной отчетливой ясности - и томительной недосказанности, загадочности наполнен женский образ в этой картине. Необыкновенный, знакомый только жителям севера, серебристый свет белой ночи струится в широко распахнутое окно, и в его потоках неярким холодным пламенем загораются стоящие в вазе цветы, вспыхивают краски на теряющих ясность очертаний и в то же время очень четких, словно омытых ночной свежестью предметах; перламутровым блеском светится белое платье молодой женщины. Ее настроение абсолютно созвучно тому безмолвному тихому празднику, который справляет природа.
«Белая ночь» - одно из тех произведений, значение и место которых в общем контексте творчества художника в полной мере можно оценить лишь при ретроспективном взгляде на его искусство. Многое здесь сосредоточилось: то, что приобретено за предшествующие годы творчества, и то, от чего протягиваются нити к будущим произведениям. И не случайно - именно в женском портрете. Мужские портреты, довольно впрочем малочисленные, удаются художнику реже. «Сам удивляюсь, но это так, - говорит Мыльников в одном из интервью в ответ на вопрос о такой особенности его творчества. - Никакой преднамеренности здесь не было. Возможно, так сложилось потому, что женщины - действительно лучшая и прекраснейшая половина человеческого рода. А может быть, потому, что рядом со мною были мать, жена, дочь, внучка, и мне всегда хочется их видеть, их писать». В женских портретах, разделенных годами, иногда десятилетиями, очень разнообразных: непритязательно простых- и подчеркнуто артистичных; слегка ироничных, а иногда лиричных, интимных; сияющих молодым весельем - и тронутых почти неприметной усталостью от прожитого и пережитого, - предстает биография, судьба близких художнику людей, и судьба самого художника. Может показаться, что, ограничивая таким образом круг портретируемых, он сознательно замыкается в своем творчестве, стремясь отгородиться от внешнего мира стенами своей мастерской, квартиры, дачи. Ведь в жизни появляется так много новых героев, время настоятельно требует отражения в искусстве актуальных тем, поиска современных, созвучных характеру событий образов. Но было бы неверно