У истоков казанской графики

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

У истоков казанской графики. -0001. Автор: Е. Ключевская

Ткачук известен как автор четырех гравюр в книге Н. Баженова «Плавание кЗилантову монастырю» (М., 1846), исполненных по собственным рисункам с натуры, чем и исчерпываются наши сведения об этом наблюдательном рисовальщике    и    гравере,    обладавшем вполне  твердой  рукой.  Из  элементов оформления   книга   имеет   оригинальный   гравированный   титул-иллюстрацию, фронтиспис с изображением портрета   архимандрита   Гавриила   и   две страничные иллюстрации. Это едва ли не первое издание, где художник так последовательно осмыслил свою вполне  полноправную, наряду с  автором, роль в книге. Все гравюры объединяет своеобразие почерка, далекое от безупречного мастерства, но не менее привлекательное благодаря ярко выраженному   художническому   темпераменту, чутко откликнувшемуся на ритмику и стилистику   языка   повести.   Все   это позволяет отвести Ткачуку особое место в развитии казанского офорта.

Того же нельзя сказать о другой обильно иллюстрированной книге — «Казанской истории» Н. Баженова (Казань, 1849), девять гравюр которой награвированы Петром Францевичем Табуре, по словам самого Баженова, «ныне единственным в Казани гравером». Причина в том, что гравюры исполнены по рисункам разных художников, в отдельных случаях совмещены с политипажными украшениями, а порой и целиком заимствованы из других изданий. Это лишило образ книги необходимой цельности. Самое интересное в этом издании — иллюстрация па развороте «Казань», награвированная Табуре по рисунку, «снятому с натуры», как это удостоверяет подпись «живописцем, а вместе с тем в Казани единственным и искуснейшим ре-щиком из дерева — Евт. Смирновым, который при занятиях различными родами живописи в особенности приспособил   кисть   свою   для   ландшафтов, более снимаемых им с натуры»*. Сравнение ее с видовой гравюрой XVIII века напрашивается само собой — с такой тщательностью и точностью фиксирует художник панораму Казани с противоположного берега реки Казани ки. Выпадая из общего ансамбля книжного оформления, эта гравюра имеет вполне самостоятельное художественное значение, как бы завершая собой первый период в развитии искусства офорта, за которым следуют десятилетия перерыва и его возрождение в самом конце XIX века.

«Итак, хотя Казань ие есть отечество художников, но она, во-первых, не бедна  явлениями  истинного  художества, а во-вторых, не говоря о качестве художников, богата количеством их» 4 — таково   мнение   современника   эпохи. При этом видопись являлась ведущим жанром, захватившим не только эстамп, но и книжную и журнальную иллюстрацию. Видовая графика, как самостоятельное   явление   в   художественной культуре первой половины XIX века, в   казанской   графике   обрела   черты своеобразия. Это выразилось в экзотических мотивах и сюжетах, в неповторимой   художественной   манере,   трансформированной в  сторону  «наивного» реализма — ведь   многие   авторы  нг были  ни  профессиональными   худсж никами,   ни   профессиональными   граверами. Уже в то времч определялся круг тем и сюжетов   к -занской   ггз вюры,  со временем прев катившихся своего  рода  классические    обращения к которым    едва    ли избегнул    хоть один график, вплоть до наших дней. Это панорамный вид казанского кремля с запада, с противоположного берега реки Казанки,  башня Сююмбеке и  ряд  других наиболее  примечательных построек города, уникальные архитектурные памятники Великих Болгар.  Характерное  для   всей видописи того времени ее сближение с элементами жанра в казанской гравюре также  имело  свои  исключительные  особенности.    И    эта    исключительность вполне осознавалась в то время: «Мы живем  между  многими иноплеменными    народами    в древнем   Татарском царстве, в виду бывшей древней Болгарской   столицы.    Татары,    чуваши, черемисы,  вотяки,   зыряне   окружают нас. Мы удобнее    можем иметь касательно языка или словесности их сношения   и   из  одного   делать  употребления».6   И   «употребления»   делались не   только   казанскими    лингвистами, этнографами,  географами,     археологами, и историками, но и художниками в той же мере, тем   более, что были случаи, когда они выступали в одном лице.

Специальных исследований, посвященных печатной графике Татарии, до сих пор нет. Разрозненные, неравноценные по значению сведения вкраплены в общие труды по истории изобразительного искусства и различного рода библиографические издания.