Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
Инерция вхутеиновской самонадеянности кончилась. Начинается период ответственной самостоятельной работы. Он мечется в поисках своего жанра, своей темы. Мечтает о ясной простоте композиции картин, потому что все написанное им до сих пор кажется высокопарной схемой. Ему очень не хватает Образцова — «он бы мне все разъяснил», но жизнь учителя неожиданно оборвалась. Молодого художника тянет в столичные музеи к непостижимой мощи великого искусства.
Когда творческое кредо Алексея Александровича, глубоко пережитое и прочувствованное, было окончательно сформулировано, он четко ответил себе на страницах дневника на мучившие его в молодости вопросы: «Если художник, решая любые идейные или формальные задачи, становится непонятным зрителю, то спрашивается, чегоже он достиг? Чем он может быть удовлетворен? Неужели тем, что его замысел непонятен, или его идея восприятия не увлекает, или красота его формы недоступна для восприятия? Разве, беседуя с кем-либо,вы не добиваетесь прежде всего того, чтобы Вас поняли? Разве автор не беседует со зрителем через свое произведение? А если оно непонятно — чего достигает автор? Разве существует смысл в беседе, когда вы наперед знаете, что вас собеседник не поймет?
Такой диалог напоминает диалог людей, говорящих на разных языках. Они могли бы в лучшем случае после беседы сказать:«Беседа была темпераментной, но мы не поняли друг друга».
Подведя итоги успехов и неудач, повинуясь живости и энергичности своего характера, Алексей Александрович пришел к выводу,что нуждается в плавании по житейскому морю, в новых контрастных впечатлениях, которые не только помогут найти значительность тематики, но и подскажут глубокую простоту ее отображения.
И 1937 году он покидает Киргизию. Сначала едет в Хабаровск. Затем с группой дальневосточных художников направляется в Комсомольск, где работает над созданием полотен, отражающих героику борьбы с тайгой. Художники помогали украсить город к празднику. Они были первыми участниками 1-й городской художественной выставки «Комсомольск за 5 лет» (С. Плисецкая. Художественная выставка. «Сталинский комсомолец», 1937, 12 июня.).
Из Комсомольска Алексей Александрович направляется в Москву. Участвует в реэкспозиции музея в митрополичьих палатах Загорского монастыря. Вскоререшает опять вернуться в Хабаровск.
В поезде знакомится с москвичкой Татьяной Анатольевной Бусловой, (Сейчас Т.А. Васильева — персональный пенсионер, работала научным сотрудником в отделе микробиологии Академии наук МССР.) которая после окончания МГУ едет на работу в Хабаровский краеведческий музей. Вскоре они поженились.
Свадебным путешествием у них была поездка на Чукотку, где Алексей Александрович продолжал поиск своей темы.
«Край света» представлялся имромантической целиной.
С первых же дней на Чукотке они были ошеломлены мужеством людей, живущих среди неприютной природы. И Васильевы очень скоро сами стали активными участниками этой жизни. Дел было очень много, а образованных людей не хватало. Диапазон творчества отца включал различные области знаний. В местной газете были даже опубликованы его математические расчеты по сооружению железной дороги на льду залива для снабжения Анадыря топливом. (
. Проект сооружения зимнейжелезнодорожной линии угольные копи — Анадырь — комбинат. — «Чукотский полярник»,1939, 2апреля.) Он работал в радиоузле, преподавал в школе, был директором анадырского краеведческого музея. Для музея собирал предметы народного искусства, записывал воспоминания об установлении Советской власти на Чукотке. Пользуясь этим материалом, писал статьи об истории и народном творчестве Чукотки, увлекался шахматами истал чемпионом Чукотки по шахматам. (В.Дзержинский.В Анадыре.- «Камчатская правда» 1939, 9 февраля.).Жена художника — биолог по образованию, преподавала еще химию и географию — в школе не хватало учителей.
По водовороту дел, в который был втянут Алексей Александрович, можно судить и о некоторых чертах его личности — он человек неравнодушный и там, где видит, что его помощь нужна, не считаясь с собственным временем спешит ее оказать.
Присматриваясь к жизни коренных жителей чукчей, он постигал ее своеобразие.
Как-то Алексея Александровича пригласили выступить на суде защитником. Газета позже написала — «Перед судом прошла мрачная картина эксплуатации в прошлом кулаком Рынтыргином своих батраков…» («Из зала суда». — «Советская Чукотка», 1939, 3 марта.).
Отец рассказывал, что беседовал со своим «подзащитным». Бывал в его яранге, где на почетном месте висел бубен. Познакомился с его тремя молчаливыми женами.
Но… Алексей Александрович так и не сумел оправдать «подзащитного». Зато вскоре написал картину. Картина называется «Чукотский шаман с женамиЧукотский шаман с женами. 1939Холст, масло». Скорченная фигура шамана заполняет почти весь холст. На первомплане — бубен — непременный ритуальный аксессуар. В руках шамана трубка, набитая, как правило, наркотическими возбудителями. Искалеченное тело, лицо с застывшей гримасой неистовства, так пугающей людей, но, по старым понятиям чукчей, приближающей шамана к «духам». Самоуверенная поза шамана, красивые меховые одежды — говорят о том, что он богатый, «хозяин».
В картине создан отталкивающий образ человека, душевно неполноценного и жестокого.
Слева и справа за шаманом приютились жены — самая молодая и самая старшая. Они — собственность шамана. И,если старшая жена — человек, уже приспособившийся к мучительной жизни, то младшая воспринимается как существо забитое и равнодушное.
Несмотря на то, что персонажи изображены на природе, вокруг них как бы присутствует тяжелый воздух тесного полога. Этому способствует композиция полотна, его мрачный зелено-кориневый колорит.
Сотни этюдов были сделаны отцом на Чукотке. Четко определился метод его работы — ему нужен был документально — достоверный материал для будущих картин. Он поставил перед собой цель: о суровой земле и ее людях рассказать с исторической точностью.
Жизнь подсказывала художнику темы.
Картина «Из тундрыИз тундры. 1939Холст, масло» — о людях, еще не приобщенных к новой жизни, но уже интересующихся ею. В экзотических одеждах, уставшие от лишений и голодовок, но наслышанные о светлой, еще неизведанной жизни, прибыли они с окраин Чукотки «присмотреться», «прицениться». Алексей Александрович достаточно тонко дает характеристику разным настроениям персонажей: это мечтательность расположенной слева женщин, доброжелательное удивление находящегося в центре парня,робость пожилой чукчи.