Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
Колористические качества картины — ее большое достоинство: строгая сурово-серая гамма с серебристым дальним планом.
О новом поколении людей дальнего Севера художник рассказывает в полотне «Чукотские комсомолки». (Картины «Из тундры», «Чукотские комсомолки» — приобрел художественный музей г. Филадельфии.)
Он изображает девушек в спокойном композиционном ритме уверенных поз. Симпатизируя их свежей своеобразной красоте, останавливает внимание зрителей на изменениях, происшедших в деталях одежды и прическах. Фон картины — новые застройки — подчеркивает изменившиеся условия жизни чукчей.
С гармонированной чистотой цвета нежных, голубых, серых, зеленых художник добивается ощущения свежей прозрачности воздуха.
Интересно по живописи полотно «Из Ярмарка на ЧукоткЯрмарка на Чукотке. 1939Холст, масло».
В архивах (Все собравшиеся за жизнь Алексея Александровича документы мы передаем в Центральный государственный архив Молдавской ССР, где они будут храниться в отделе личных фондов.) Алексея Александровича сохранился любопытный документ от 10 апреля 1940 года — стенограмма заседания художественного совета Московского Товарищества Художников (МТХ), рассматривавшего эскиз «Ярмарки».
А.П.Бубнов (А.П. Бубнов — живописец и график — лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии Художеств СССР.) — «Мне эскиз нравится. Он интересно завязался».
(А.А..Пластов -живописец и график — Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, народный художник СССР, действительный член Академии Художеств СССР.) — «Мне тоже нравится эта вещь. Мне только что тут кажется — эта сумятица, базар тут есть, но так как зима, то колорит слишком нарядный для зимы».
(А.В.Куприн — живописец, член-корреспондент Академии Художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР .) — «Эскиз очень хорош сам по себе в смысле цвета,декоративный и очень интересный в смысле экзотики, этнографическая часть очень интересна».
Эскиз был принят единогласно. Картина «Ярмарка на Чукотке» была в экспозиции II выставки МТХ. Филадельфийский музей искусств вел переговоры и о закупке картины «Ярмарка на Чукотке», но ее по ходатайству МТХ передали музею народов СССР в Москве.
Для работ чукотского цикла характерно крупноплановое расположение фигур в картине и плавная текучесть ритмов.
Работу над этими картинами Алексей Александрович заканчивал в 1940-м году, уже в Москве.
И если в киргизских полотнах чувствуется некоторая надуманность в раскрытии тем, то от чукотского цикла веет свежим дыханием жизненной правды.
Видный молдавский художник
смотрел чукотские произведения Алексея Александровича. В 1942 году в письме из Москвы,датированном 7 мая, он писал: «… мы видели несколько из Ваших чукотских композиций, которые нас прямо поразили». Они «поражали» жизненной правдой, осмысленным интересом к новому краю, основанном на наблюдениях и собственном участии во многих событиях жизни дальнего Севера.Все работы написаны в почтительной манере к реалистической школе, ставшей принципиальной установкой на всю последующую творческую деятельность Алексея Александровича. И это было не случайностью, так как он признавал, что «…самая большая ошибка, которую допускает художник, — это стремление к оригинальности за счет правды, за счет жизненного содержания, за счетм астерства». Поездка же «на край света» послужила лишь импульсом, толчком для окончательного формирования метода его работы.
В апреле 1941 года Алексей Александрович с беспокойством записывает в дневнике: «В перспективе год напряженной работы. Казалось бы, что все должно быть собрано — мысли, чувства, быт, но отчего такое беспокойное состояние? Почему думается не о моей теме и живописи, а о грядущих днях ужаса, крови, страданий и неизвестности?»
В мае 1941 года Комитет по делам искусств СНК СССР назначает А.А. Васильева начальником ИЗО Управления по делам искусств при СНК МССР и одновременно ответственным секретарем Союза художников Молдавии. Этому назначению предшествовала командировка в Кишинев для выяснения положения дел с изобразительным искусством в республике.
После огромной шумной Москвы Кишинев выглядел тихим провинциальным городком. Он казался пропитанным запахом цветущей липы и сладкого варенья, которое клокотало в медных тазах чуть ли не в каждом дворе. Кишинев понравился отцу кружевными тенями акаций и красотой холмов, окружавших город.
Вместе с А.Н. Тарабукиным — общественным деятелем, художником и педагогом, Алексею Александровичу предстояло объединить и сплотить художников на новой общественной и творческой основе.