Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
Убежденные художники-реалисты А. Пламадяла,
, , Ш. Коган, и позже примкнувшая к ним молодежь , К. Кобизева и другие тяготели к натуре и пытливо искали в жизни своих героев и свои темы. / . Темы диктовало время. — «Вечерний Кишинев»,1960, 1 августа./Для многих из этих художников, по свидетельству К.С. Кобизевой, Алексей Александрович был первым советским человеком, рассказавшем о Москве, столичных музеях, русском искусстве.
Большое впечатление на него произвело и знакомство с Е. Малешевской. Училась она у
одновременно с , ым, С. Беклемишевой, А. Мурашко, все вместе они были авторами и героями картины «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств». /М.Эткинд. Б.Кустодиев. Л.,-М., «Искусство»,1960 , стр.20./Малешевская к описываемому времени была тяжело больна. Отец вспоминал, что она выстрадала и перенесла всю тяжесть националистической политики королевской Румынии «…сквозь слезы говорила о надежде выздороветь, о желании работать. Она показывала бесконечно много своих работ — рисунков, этюдов, эскизов, выполненных во время поездок в Испанию, Алжир, Египет, Сирию, Италию».
По любезному приглашению Е. Малешевской папа обосновывается у нее в мастерской. Занимаясь организационными делами, знакомится с художниками республики, их творчеством и планами. Управление по делам искусств наметило на 28 июня 1941 г. открытие выставки произведений художников Кишинева, Бендер, Бельц. /Выставка посвящалась годовщине воссоединения Бессарабии с Советским Союзом./ Пользуясь любым свободным временем, Алексей Александрович работает над картиной «Высадка экспедиции Семена Дежнева на Чукотке».
«Но где-то рядом в зловещей тайне уже подписывался «план Барбаросса»,- пишет он. — Великая Отечественная война на ряд лет отодвинула наши творческие планы, но, в конце концов, не могла помешать их осуществлению».
Все опасения и предчувствия отца, так же, как и многих советских людей, были не напрасны.
Под отчаянной бомбежкой Алексей Александрович эвакуировал на Восток Кишиневский художественный музей и архивы СНК. Он уезжал последним поездом.
В Ташкенте отец руководит Изоагитмастерскими, занимается выпуском окон ТАСС, работает в газетно-журнальной графике. Там же он начинает писать картины «Клятва партизана», «Похороны партизан», работает над эскизами к «Заложникам».
Он вспоминает: «С 1942 года, отозванный правительством Молдавии из эвакуации, я находился в Москве. Трудные заботы тогда лежали на плечах партийных и правительственных органов. Разместившись в нескольких комнатах на Кузнецком мосту, они решали большой круг вопросов: руководили предприятиями Молдавии, эвакуированными в разные районы Союза, формировали партизанские части и отправляли их в тыл врага и т.д. С какой тревогой или радостью встречались и обсуждались тогда все известия, приходившие с оккупированных территорий!
К началу 1944 года исход войны был предрешен. Наши войска выходили к государственным границам СССР.
Ликованием было встречено на Кузнецком сообщение об освобождении Сорок. Утверждались списки для возвращения с первым поездом, первыми машинами.
Сороки. Город почти пуст. Приглашают в ЦК КПМ.
Вы назначаетесь членом оперативной группы. На оперативную группу возлагается задача войти в город Кишинев вместе с частями Советской Армии и в первые дни обеспечить в городе порядок. Нам известно, что он сильно разрушен. В городе нет света, воды, выведен из строя транспорт, разрушены школы, больницы, все коммунальное хозяйство. Надо начинать с чистой страницы. Руководителем оперативной группы назначается Ильинский — опытный партийный и советский работник, члены опергруппы — Тифанюк, Ляхов, Коваль, Главенко, Росляков и вы.
Это первый состав Кишиневского горисполкома. Я — его секретарь.
Мы выехали в штаб армии, чтобы отпечатать обращение к населению города и постановление Кишиневского горисполкома.
Но по окончательным планам советского командования главные удары в Ясско-Кишиневской операции были нанесены не на Кишинев. В апреле столица нашей республики не была освобождена.
В конце апреля оперативная группа была отозвана в Сороки. По предписанию Ильинского весь тираж постановления горисполкома мы уничтожили. Новое постановление, в новой редакции и за новыми подписями было принято в августе.
Совершенно случайно у меня сохранился единственный экземпляр этого документа, освещающий маленький эпизод в битве за освобождение столицы нашей республики». /
, Неприятное постановление.- «Вечерний Кишинев»,1969, 20 июля .Печатается с сокращениями./В августе 1944 года Алексей Александрович возвратился в освобожденный Кишинев.
Е. Малешевская умерла, не дождавшись конца войны. По воспоминаниям отца, почти все работы этого интересного художника пропали во время войны. В Кишиневском музее есть только несколько далеко не лучших ее работ.
Исчезла и его картина «Высадка экспедиции С. Дежнева на Чукотке».
Алексей Александрович поселился в ее разоренном немцами доме, на котором долго алела надпись «Осмотрено — мин нет».
Там, на улице Купеческой, ныне Котовского 75, наша семья прожила 16 лет.
У отца была замечательная черта — доброжелательный интерес к людям, независимо от возраста и положения. Он умел сопереживать беде и, если мог, обязательно помогал. Относясь с бесконечным уважением к пожилым коллегам, к их творчеству, воспоминаниям, и жизненному опыту, бережно хранил память о них.
Алексей Александрович считал очень важным напомнить через газету о забытом кишиневском коллеге .«Это был художник Н.А. Гумалик. Давно уже нет в живых этого художника. Имя его, к сожалению, не упоминает ни один из искусствоведов в своих монографиях по истории молдавского искусства. Не сохранилось и его произведений.
А я вспоминаю многие беседы с Гумаликом в освобожденном Кишиневе. Во время одной из них я с волнением читал несколько подлинных писем И.Е.Репина к своему ученику Н. Гумалику. Показывал он мне и свои работы.»/
. Темы диктовало время. — «Вечерний Кишинев»,1970г. 1 Августа./Алексей Александрович берет на себя много забот. Искусствовед А.Мансурова писала об этом времени: «…после войны Васильев повел большую работу по организации художественной жизни республики. Ему принадлежит видная роль в деле восстановления Союза художников Молдавии и создания Художественного музея, /Изобразительное искусство Молдавской ССР. М., «Советский художник», 1957, стр. 17./, который был вновь создан через два месяца после войны. Отец принимал активное участие в восстановлении художественного училища, художественных мастерских, отделения художественного фонда.
В 1945 году на I съезде художников республики Алексея Александровича избирают председателем Союза советских художников Молдавии.