Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна
В творчестве отца появляется новая тема война. В самом начале ее он пишет картины «Клятва партизан», «Похороны партизан», позже «Заложников». Рассказывая о героических подвигах народа, художник показывает, как многотрудна была победа, ставшая возможной благодаря подвигу героев, память о которых хранят следующие поколения советских людей.
Картина «ЗаложникиЗаложники. 1944Холст, масло» — о мирных сельских жителях. Их мужья, сыновья, братья воюют с фашистскими захватчиками в партизанских отрядах и в рядах Советской Армии. В силу обстоятельств ни в чем не повинные люди, попав в заложники к фашистам, могут стать и их жертвами.
Картину эту отец начал в 1943 году в Москве, позже писал ее в Кишиневе. Это первая картина папы, работу над которой зафиксировала моя детская память.
Она создавалась полностью на натурном материале. Позировал и старик сосед, были и этюды интерьера, написанные в каком-то сарайчике.
В живописной манере Алексея Александровича произошли перемены.
В чукотских произведениях шире использовался локальный цвет, они декоративны. В «Заложниках» изображенные предметы «растворяются» в глубоких тенях, только светлые пятна одежд контрастно вспыхивают на их фоне, создавая беспокойную игру цветовых и тоновых пятен — что придает картине живописность.
Общим для этих работ является жидкое письмо. Алексей Александрович позже введет выпуклый пастозный мазок в свою живопись. Объединяет их и интерес автора к психологии создаваемых образов. Он показывает, как по-разному люди переживают тяжелую ситуацию. Умудренный жизненным опытом седовласый старик спокоен. Не сломлен дух и у измученной женщины с ребенком. И понятно отчаянье молоденькой девушки.
Сумеречное освещение сарая, в котором находятся заложники, усугубляет настроение тяжелого ожидания.
В картинах, написанных вскоре после «Заложников», — «У могилы героев», «На кишиневском базаре после войны», «Пушкин в Бессарабии», «Молдавский чабан на освобожденных полях» — использован конкретный материал, связанный с Молдавией. Полотно «У могилы героев» / Картина была написана в 1946 году, позже, незначительно изменив, автор датирует ее 1948 годом./ интересно еще и тем, что с ним Алексей Александрович впервые выступает как автор картины-пейзажа, своего излюбленного в дальнейшем жанра.
Биограф Алексея Александровича — И.Шведов — писал: «Есть одна особенность, существенно отличающая эту картину от прежних сюжетных композици
а. Главным, наиболее эмоционально весомым элементом здесь выступает природа… Образы людей лишь углубляют, развивают, конкретизируют тему.Они — равноценная часть полифонического произведения…» /Игорь Шведов. А.
. Кишинев, «Картя молдовеняскэ», 1969, стр. 56./Московский искусствовед А. Каменский, анализируя эту картину, тоже подчеркивает роль пейзажа в ней: «Пейзаж определяет настроение всей картины. Бронзовые краски заката, медленно плывущие облака, все торжественное и величавое молчание природы придает картине подсказанную темой эмоциональную окраску». /А. Каменский. Успехи жанровой живописи.- «Советское искусство», 1948, 26 июня./
Создавая свои пейзажи с «настроениями», отец следовал традициям русской живописи, опирался на творчество любимых своих мастеров
а, , , а.Каждый вечер отец ходил на этюды. Он писал в районе будущего Комсомольского озера, нынешней остановки «Докучаева», за Армянским кладбищем. В те времена это было окраиной города.
Пейзажи, датированные 1945 — 1949 годами небольшого размера, полностью написаны с натуры.
Всех их объединяет общее состояние природы — вечер. Алексей Александрович в скромном простом мотиве умел остро почувствовать поэзию.
Названия этих работ часто повторяются — «Вечер», «Сумерки», «Ветреный день», «Дождливый вечер», «Окрестности Кишинева», «Теплый вечер», «Последние лучи» и «Первый трамвай в Кишиневе», «На Кишиневском базаре после войны».
Красив по колориту пейзаж «Сумерки». Изображенные на бугре ели до сих пор растут у главного входа в парк на Комсомольском озере. Когда отец писал это место, там стояла стена разрушенной землетрясением и войной старой усадьбы. В пейзаже она превращается в призрачный замок. Диск алого заходящего солнца, цветущие деревья, две женские фигуры, идущие по тропинке парка, а также сумеречный обобщенный серо-розовый колорит создают в пейзаже поэтическое настроение таинственности.
В пейзажах: «На окраине КишеневаНа окраине Кишинева. 1945Холст, масло», «В старой БессарабииВ старой Бессарабии. 1948Холст, масло», «Дорога», и др. выбранные мотивы очень просты, а вкомпанованная по-разному дорога с человеческой фигурой или медленно ползущей каруцей создают в пейзаже тоскливое настроение пыльной провинции.
В послевоенных пейзажах отца волнует поэтическая задушевность их настроений. Об этом говорят и газетные отзывы: «Среди пейзажей в первую очередь должны быть отмечены талантливые работы Васильева, Чоколова»./ На выставке молдавских художников. — «Молодежь Молдавии», 1945 , 13 октября.
Именно в этих камерно звучащих мотивах следует искать истоки любви Алексея Александровича к пейзажу Молдавии, к многообразным настроениям ее природы.
Почти одновременно с этими пейзажами он пишет картины «Отдых во время жатвы», «Последний единоличник», «Молдавия. Лето». Эти полотна тематические, в них значительную роль играет природа Молдавии, которую внимательно изучает художник. В картинах, созданных на большом натурном материале, ощущается живость непосредственного общения с природой.
Сюжет картины «Молдавский чабан на освобожденных поляхМолдавский чабан на освобожденных полях. 1946Холст, масло» типичен для тех лет. Недавно закончилась война. Не успели еще убрать с поля полусгоревший немецкий танк. Чабана, пасущего колхозное стадо, навестила внучка — она принесла обед. Старик играет ей на флуераше песню. Все настроение картины подчинено ее грустной мелодии. Замерла природа. Притихло стадо. Мелодия вечной дойны звучит в молдавском пейзаже. Это песня о красоте края, о горьких днях войны. Ее внимательно слушает не по-детски серьезная, стриженная наголо девочка. Фигуры пастуха и внучки мягко сливаются с пейзажем в общем настроении покоя.
Тема картины, ее композиция находятся в гармоничном соответствии с приглушенным золотисто-зеленым колоритом.
«Молдавский чабан» экспонировался на выставке МТХа в 1947 году. Работа пользовалась заслуженным вниманием «На состоявшемся заседании большого художественного совета Московского товарищества художников при участии крупнейших мастеров советского искусства, работа молдавского художника получила высокую оценку и зачислена в выставочный фонд». /Картина «Молдавский чабан» зачислена в выставочный фонд .- «Советская Молдавия», 1947 , 12 апреля./