И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко
Арест пропагандистаАрест пропагандиста. 1880—1892Дерево, масло, 34.8 x 54.6Государственная Третьяковская галерея», «Царевна СофьяЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея», «Вечорницы», «Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея», начата работа над картинами «ЗапорожцыЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей», «Отказ от исповедиОтказ от исповеди. 1879—1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея», «Не ждалиНе ждали. 1884—1888Холст, масло, 160,5x167,5Государственная Третьяковская галерея», «Иван Грозный и сын его ИванИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея». В этот период им были созданы портреты М.П.МусоргскогоПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея, И. С. Аксакова, Н. Н. Ге, А.Ф.ПисемскогоПортрет писателя А.Ф.Писемского. 1880Холст, масло, 89.5 x 71.5 Государственная Третьяковская галерея, В. П. Щеголенкова, Н.И.ПироговаПортрет хирурга Н.И.Пирогова. 1881Холст, масло, 64.5 x 53.4Государственная Третьяковская галерея, А.Г.РубинштейнаПортрет композитора А.Г.Рубинштейна. 1887Холст, масло, 110 x 85Государственный Русский музей, СтрепетовойАктриса П.А.Стрепетова. 1882Холст, масло, 64.7 x 53.5Государственная Третьяковская галерея, С. И. Мамонтова. Глубиной психологических характеристик и мастерством исполнения эти произведения поставили Репина в ряд лучших мастеров портрета.
Абрамцево было для Репина не местом отдыха, не дачей, а мастерской на природе. Репин первым связал Абрамцево с историей русского изобразительного искусства.
Усадьба Абрамцево дважды вошла в историю русской культуры. Бревенчатый дом, обшитый тесом, с небольшими и не очень светлыми комнатами стоит в окружении парка на холме, под которым течет неширокая извилистая речка Воря. Место усадьбы очень живописное и обладает особой прелестью и разнообразием видов. Такие поэтические уголки природы нередко встречаются в средней полосе России. Именно это обстоятельство, вероятно, в немалой степени привлекло к Абрамцеву писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Он приобрел усадьбу в 1844 году и прожил в ней до конца своих дней. В 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов. По стечению обстоятельств и семейной традиции Мамонтов занимался предпринимательством, но с ранних лет его влекло к себе искусство. Он пел, рисовал, занимался скульптурой, писал пьесы и либретто, ставил спектакли. Если учесть, что, кроме талантов художественных, Мамонтов обладал чрезвычайно деятельным и энергичным характером, становится понятным, почему вокруг него объединился и в течение двадцати лет существовал художественный кружок, включавший лучших художников того времени. , , , , , , И. , Е. Д. Поленова, , , — это имена далеко не всех постоянных участников художественного кружка. К кружку примыкали еще многие художники и архитекторы, литераторы, ученые. Кружок, собиравшийся в Абрамцеве или в просторном хлебосольном доме Мамонтовых на Садовой-Спасской в Москве, часто называют абрамцевским, или мамонтовским кружком. Сами участники этого объединения называли его просто «художественный кружок». На переплете книги, вышедшей в честь пятнадцатилетия кружка, было написано:«Хроника нашего художественного кружка». Абрамцевским, а тем более мамонтовским кружком его участники никак не могли себя называть, и первым горячо воспротивился бы этому сам Савва Иванович Мамонтов. Даже созданный им оперный театр именовался просто «Русская частная опера в Москве» (название это возникло скорее всего как противопоставление пышному титулу «Императорские театры»). Столярно-резчицкая и керамическая мастерские тоже обошлись без имени Мамонтова, первая называлась «Абрамцевское производство», а вторая — «Абрамцево». Меньше всего Мамонтов заботился о прославлении своего имени.
Когда в 1899 году Мамонтов был заключен в тюрьму по ложному обвинению, художники решили направить ему адрес, чтобы поддержать его душевные силы. писал по этому поводу 19 февраля 1900 года: «Затем в выражении наших дружеских чувств мы ни в каком случае не должны подчеркивать в нем мецената. Да это было бы и неверно. Как я уже говорил ранее, и снова скажу: он со своей семьей дорог нам, как центр, около которого ютился кружок, в котором художнику легко дышалось, -— чувствовался воздух, в котором привольнее было жить. Он не меценат, а друг художников. В этом его роль и значение для нас». Притом же нужно заметить, что сфера, в которой наиболее напрягались его художественные потребности и где наша творческая деятельность встречала с его стороны наибольшее сочувствие, это — сфера художественно-сценическая. В этой области его значение и роль огромны, - это безусловно и должно быть закреплено за ним исторически. Только после его художественных постановок оперы в Частной опере (а особенно дома) несколько задумались над теми же вопросами и пошевелились такие крепкостенные учреждения, как императорские театры. И публике вопрос о художественности театральной постановки стал не так уж чужд».