Репин Илья Ефимович [1844—1930]

  • Страница №1

И. Репин в Абрамцеве. -0001. Автор: В. Пилипенко

Илья Ефимович Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... — художник, творчество которого относится к выдающимся явлениям мировой культуры. Его полотна представляют собой редкое единство совершенного изобразительного языка и высокой идейности. Выходец из народа, никогда не порывавший с ним внутренней связи, Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... был в полном смысле слова народным художником. Его искусство народно по духу и по содержанию. Ненависть к эксплуатации, социальной несправедливости, вера в победу борцов за народное дело достигли в произведениях Репина такой силы, какой русская живопись до этого не знала. Его творчество оказало большое влияние на советское искусство. Важную роль в формировании Репина как художника сыграло его пребывание в конце 1870-х—начале 1880-х годов в Москве и Абрамцеве, общение в доме С. И. Мамонтова с В.Д.Поленовым Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., В.Васнецовым Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию..., В.Суриковым Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... и другими художниками. В Абрамцеве и Москве им были написаны «Арест пропагандистаРепин И. Е. Арест пропагандистаАрест пропагандиста. 1880—1892Дерево, масло, 34.8 x 54.6Государственная Третьяковская галерея», «Царевна СофьяРепин И. Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 годуЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879Холст, масло, 204.5 x 147.7Государственная Третьяковская галерея», «Вечорницы», «Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернииРепин И. Е. Крестный ход в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. 1880—1883Холст, масло, 178 x 285.4Государственная Третьяковская галерея», начата работа над картинами «ЗапорожцыРепин И. Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султануЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891Холст, масло, 71,8x58,5Государственный Русский музей», «Отказ от исповедиРепин И. Е. Отказ от исповедиОтказ от исповеди. 1879—1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея», «Не ждалиРепин И. Е. Не ждалиНе ждали. 1884—1888Холст, масло, 160,5x167,5Государственная Третьяковская галерея», «Иван Грозный и сын его ИванРепин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 годаИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея». В этот период им были созданы портреты М.П.МусоргскогоРепин И. Е. Портрет композитора М.П.МусоргскогоПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея, И. С. Аксакова, Н. Н. Ге, А.Ф.ПисемскогоРепин И. Е. Портрет писателя А.Ф.ПисемскогоПортрет писателя А.Ф.Писемского. 1880Холст, масло, 89.5 x 71.5 Государственная Третьяковская галерея, В. П. Щеголенкова, Н.И.ПироговаРепин И. Е. Портрет хирурга Н.И.ПироговаПортрет хирурга Н.И.Пирогова. 1881Холст, масло, 64.5 x 53.4Государственная Третьяковская галерея, А.Г.РубинштейнаРепин И. Е. Портрет композитора А.Г.РубинштейнаПортрет композитора А.Г.Рубинштейна. 1887Холст, масло, 110 x 85Государственный Русский музей, СтрепетовойРепин И. Е. Актриса П.А.СтрепетоваАктриса П.А.Стрепетова. 1882Холст, масло, 64.7 x 53.5Государственная Третьяковская галерея, С. И. Мамонтова. Глубиной психологических характеристик и мастерством исполнения эти произведения поставили Репина в ряд лучших мастеров портрета.

Абрамцево было для Репина не местом отдыха, не дачей, а мастерской на природе. Репин первым связал Абрамцево с историей русского изобразительного искусства.

Усадьба Абрамцево дважды вошла в историю русской культуры. Бревенчатый дом, обшитый тесом, с небольшими и не очень светлыми комнатами стоит в окружении парка на холме, под которым течет неширокая извилистая речка Воря. Место усадьбы очень живописное и обладает особой прелестью и разнообразием видов. Такие поэтические уголки природы нередко встречаются в средней полосе России. Именно это обстоятельство, вероятно, в немалой степени привлекло к Абрамцеву писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Он приобрел усадьбу в 1844 году и прожил в ней до конца своих дней. В 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов. По стечению обстоятельств и семейной традиции Мамонтов занимался предпринимательством, но с ранних лет его влекло к себе искусство. Он пел, рисовал, занимался скульптурой, писал пьесы и либретто, ставил спектакли. Если учесть, что, кроме талантов художественных, Мамонтов обладал чрезвычайно деятельным и энергичным характером, становится понятным, почему вокруг него объединился и в течение двадцати лет существовал художественный кружок, включавший лучших художников того времени. В.Д.Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., И.Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., М.М.Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских..., В.Васнецов Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию..., В.Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок...., Н. В. Неврев Неврев Николай Васильевич Неврев Николай Васильевич [1830—1904] Русский художник, мастер бытового жанра, предшественник и характерный представитель искусства "передвижников". В1887-1890 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  ..., И. И.Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова...., Е. Д. Поленова, К. Коровин Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства"..., М.Врубель Врубель Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой..., И. Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... — это имена далеко не всех постоянных участников художественного кружка. К кружку примыкали еще многие художники и архитекторы, литераторы, ученые. Кружок, собиравшийся в Абрамцеве или в просторном хлебосольном доме Мамонтовых на Садовой-Спасской в Москве, часто называют абрамцевским, или мамонтовским кружком. Сами участники этого объединения называли его просто «художественный кружок». На переплете книги, вышедшей в честь пятнадцатилетия   кружка,   было   написано:«Хроника нашего художественного кружка». Абрамцевским, а тем более мамонтовским кружком его участники никак не могли себя называть, и первым горячо воспротивился бы этому сам Савва Иванович Мамонтов. Даже созданный им оперный театр именовался просто «Русская частная опера в Москве» (название это возникло скорее всего как противопоставление пышному титулу «Императорские театры»). Столярно-резчицкая и керамическая мастерские тоже обошлись без имени Мамонтова, первая называлась «Абрамцевское производство», а вторая — «Абрамцево». Меньше всего Мамонтов заботился о прославлении своего имени.

Когда в 1899 году Мамонтов был заключен в тюрьму по ложному обвинению, художники решили направить ему адрес, чтобы поддержать его душевные силы. Васнецов Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию... писал по этому поводу Поленову Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... 19 февраля 1900 года: «Затем в выражении наших дружеских чувств мы ни в каком случае не должны подчеркивать в нем мецената. Да это было бы и неверно. Как я уже говорил ранее, и снова скажу: он со своей семьей дорог нам, как центр, около которого ютился кружок, в котором художнику легко дышалось, -— чувствовался воздух, в котором привольнее было жить. Он не меценат, а друг художников. В этом его роль и значение для нас». Притом же нужно заметить, что сфера, в которой наиболее напрягались его художественные потребности и где наша творческая деятельность встречала с его стороны наибольшее сочувствие, это — сфера художественно-сценическая. В этой области его значение и роль огромны, - это безусловно и должно быть закреплено за ним исторически. Только после его художественных постановок оперы в Частной опере (а особенно дома) несколько задумались над теми же вопросами и пошевелились такие крепкостенные учреждения, как императорские театры. И публике вопрос о художественности театральной постановки стал не так уж чужд».