«Мир искусства»

  • Страница №11

«Мир искусства». 1972. Автор: Гусарова А.П.

 

Свою мечту о синтезе искусств, то есть о соподчиненности разных видов искусства единому художественному замыслу, мирискусники осуществляют в театре и в области оформления книги.

В 1906 году кружок друзей сплачивается для проведения в жизнь одной из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора, он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIX — начала XX века. Так начинается покорение Парижа — сердца культурной жизни Европы русским искусством. В 1907 году парижан знакомят с русской музыкой. Программа пяти концертов была составлена таким образом, чтобы показать мелодическое своеобразие музыки, корни которой уходят в русскую народную песню, — музыки Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина и других. Успеху концертов современной русской музыки в немалой степени способствует участие самих композиторов: Рахманинова, Римского-Корсакова, Глазунова. В 1908 году Дягилев привозит в Париж оперу Мусоргского «Борис Годунов». Выступление Шаляпина в главной роли имеет громадный успех.

Открыв Европе русскую музыку, русское вокальное мастерство, Дягилев не сразу решается показать русский балет. Он боится провала, потому что балет в Европе считается искусством рутинерским и отжившим. Бенуа, которому принадлежала инициатива «балетных сезонов», с трудом удается уговорить своего друга пойти на этот рискованный шаг. Сезоны 1909—1911 годов становятся событием в мировой художественной жизни. Париж захвачен стихией русской души, раскрывшейся в «Половецких плясках» балетмейстера Фокина, в музыке к балетам «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского, в декорациях Бакста к «Шехерезаде».

Один из рецензентов писал: «Самые молодые в Европе, которая если так можно выразиться, цивилизована по горло, русские находятся теперь в самом прекрасном и плодотворном моменте внутреннего развития. Нетронутые, любопытные и искренние, как дети, они всему отдаются всецело. Они не связаны, как мы, формулами, и неверие еще не расслабило их. Им незнакома западная пресыщенность. Они еще ничего не растратили, но все то, что имеется у нас утонченного и сложного, доходит до этих новых людей» 17. Французская критика объявляет русские спектакли «открытием нового мира», «революцией в балете», «откровением». С восторгом отзываются о них выдающиеся деятели культуры Франции — писатели Ромен Роллан и Анатоль Франс, композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель, скульптор Огюст Роден и художник Анри Матисс. На весь мир гремят имена артистов Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, художников Бакста, Бенуа, Головина, Рериха, Серова и других. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры, его воздействие испытывает на себе не только танец, но и драматургия, опера, музыка, живопись. Именно в эти годы прочно устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы, русской музыки, русской театрально-декорационной живописи.

Успех «русских сезонов» объясняется не только тем, что Дягилеву удается привлечь к участию в них выдающихся артистов. Триумф русского искусства обусловила  невиданная  и   непривычная   слитность   мастерства   хореографа, актера и художника, подчиненность их творчества выражению характера музыки. Это был результат длительной работы по обновлению балета, в которой особенно велика роль выдающегося русского хореографа М. М. Фокина. Западноевропейская критика по праву называла его «отцом современного балета». Реформы Фокина в области балета во многом были аналогичны тем, которые Станиславский провел в драматическом театре. Танец, состоящий из набора виртуозных и абстрактных па, выродившийся в акробатику, Фокин сделал искусством выражения человеческих чувств, внес в него правду переживания. Передаче психологического содержания и исторической достоверности образа он подчинил движение и мимику, костюмы и декорации.

В кругу художников «Мира искусства» поиски Фокина нашли понимание и поддержку. Театр с детства был страстью Бенуа, который сумел передать свою увлеченность друзьям. К 1901 году относятся первые опыты Бенуа, Бакста, Лансере в области театральной декорации. Влияние театра сказывается и на станковых произведениях «Мира искусства», обусловливая не только «театральные» сюжеты многих работ Бенуа, Сомова, но и характер их композиций, где пространство решается как сценическая площадка, ограниченная   задником   и  кулисами.

Театр для друзей по кружку был воплощением мечты, пронизывающей их станковую графику и живопись, мечты о жизни по законам красоты. Здесь в гармоническом единстве сосуществуют музыка, танец, поэзия, живопись, скульптура. Так должно быть в идеальном театре, но его не существует, и вместе с Фокиным «Мир искусства» борется за его создание. Дягилевская частная антреприза освобождает театр от подчинения казенным нормам и позволяет претворить мечту о синтезе искусств.

Громадная роль отводится в новом театре художнику. Он оказывается, в сущности, постановщиком спектакля: определяет общий стиль, выбирает историческую эпоху и художественную трактовку, подсказывая тем самым хореографу характер постановки танцев. Все художники, занятые в «русских сезонах», — Бенуа, Бакст, Добужинский, Головин, Рерих, Коровин, Серов — в такой же мере становятся творцами спектаклей, как хореограф Фокин. Помимо живописного мастерства и высокой художественной культуры, они проявляют понимание специфики театра, «чувство сцены».

Декораторы-мирискусники отказываются от воспроизведения на сцене иллюзии действительности. Их декорации условны, главным в них является колорит. Подчиняясь музыке, он сам приобретает музыкальные свойства. Музыка цвета становится средством внушения переживания. Это свойство французская критика подчеркивает в декорациях, отмечая в них два начала: изысканное, «культурное», утонченное («Павильон Армиды», «Сильфиды»), и в противовес ему дикое, варварское, страшное и жгучее («Князь Игорь», «Жар-птица», «Шехеразада»). Оба начала воспринимаются как грани «загадочной русской души», соединяющей в себе Восток и Запад.

Новый аспект «русской души», ничего общего не имеющий со «стилем рюс»,  раскрывает  сотрудничество  композитора   Стравинского  и художника Головина с автором либретто и постановщиком танцев Фокиным в балете «Жар-птица». Калейдоскопичность мелких красочных частиц в фантастических декорациях и костюмах, подчиняясь духу музыки, создает мир дробно-искрящийся, как перо Жар-птицы.