«Мир искусства»

  • Страница №15

«Мир искусства». 1972. Автор: Гусарова А.П.

 

Виртуозность работ младших мирискусников подчас лишена нервной одухотворенности рисунков старших. Это особенно относится к Нарбуту с его четкой штриховкой, безукоризненно правильными линиями, в которых иногда появляеется что-то механическое. Рисунки Нарбута обычно производят впечатление торжественной репрезентативности благодаря мерному распределению форм и черным рамкам, в которые он любил заключать рисунки.

Близки к «Миру искусства» ранние рисунки Митрохина. Однако и в них он уже находит свой стиль. Особенно эффектны и романтичны те из них, где в пределах одной композиции художник сопоставляет белые силуэты на черном фоне, а черные на белом. В 20-е годы Митрохин обогащает свой графический язык новыми приемами, обособляющими его от «Мира искусства».

В целом для работ всех младших мирискусников характерно тяготение к   конструктивной   четкости.

Умение тонко стилизовать в духе искусства разных эпох — одна из особенностей творчества художников «Мира искусства». Сущность книжной и станковой графики, театральных работ «Мира искусства» — умное и тонкое истолкование искусства прошедших эпох, с помощью которого художники раскрывают мироощущение свое и своего времени.

Чаще всего их произведения строятся на контрапунктическом единстве двух или нескольких тем, ритмов, настроений. Одни из них диктуются искусством прошлого, другие рождены действительностью. Лирика и скепсис, беспокойство и рациональная упорядоченность, идилличность и тревога живут рядом в их работах. Переплетение нескольких самостоятельных линий внутри единого произведения   искусства раскрывает динамику переживания, сложность внутреннего мира человека. Понятие действительности в искусстве обогащается передачей сложности жизни человеческого духа. Такая множественность оттенков чувств не была раньше подвластна искусству. Она рождена духовным миром человека нового времени. Достоевский устами князя Мыш-кина в «Идиоте» говорит о человеке прошлого и настоящего: «Тогдашние люди... совсем точно и не те люди были, как мы теперь, не то племя было, какое теперь, в наш век, право, точно порода другая... Тогда люди были как-то об одной идее, а теперь нервнее, развитее, сенситивнее, как-то о двух, о трех идеях зараз... теперешний человек шире, ... и это-то и мешает ему быть таким односоставным человеком, как в тех веках». Эту изощренность интеллекта и интуиции, лишающую человека цельности, и несет творчество «Мира  искусства».

Многие черты сближают ранние работы мирискусников с символизмом: ненависть к духовной бескрылости искусства, копирующего действительность, стремление к воплощению мечты, фантазии, любовь к редкому и изысканному. Одна из особенностей творчества «Мира искусства» — любовь к природе. Она удерживает от ухода «за пределы предельного». Обаяние лучших работ «Мира искусства» в органическом слиянии мечты и действительности.

Некоторые пейзажи Сомова, Лансере, Бенуа заимствуют художественные приемы импрессионизма, хотя его мировоззрение навсегда останется чуждым для «Мира искусства».  В импрессионизме отсутствует субъективный взгляд автора на жизнь, отсутствует идеал. Элементы импрессионизма в пейзаже мирискусники подчиняют выражению чувства, переживания.

Так же поступает Добужинский с приемами кубизма и футуризма. Они, как и последующие течения в искусстве, не были приняты остальными членами группы. «Мир искусства» отнесся к ним как к воплощению антигуманистической   машинной  культуры.

В 1911 году, вдохновленные успехами «русских сезонов» в Париже, Бенуа и его товарищи вновь возрождают «Мир искусства». Это новое выставочное объединение существует до 1924 года, но у художников, в него входящих, нет никакой общей идейно-художественной базы, нет даже общности отрицания, как в период 1898—1904 годов. По выражению одного из критиков, «Мир искусства» становится случайной рамой, в которую можно вставить все, что угодно. По существу, самыми интересными на выставках являются работы молодых художников, чье искусство возникло как антитеза «Миру искусства». Сами мирискусники, неудовлетворенные своим творчеством, после 1905 года ищут  избавления  от  индивидуализма,   эстецизма.   Им,   однако,   не   удается создать величественное искусство, о котором они мечтают. Свое истинное призвание они находят в работе для книги и театра.

Мечту о воплощении в искусстве силы, здоровья, бодрости духа осуществляют молодые — И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян и другие. Графичности, стилизации и манерности «Мира искусства» они противопоставляют буйную живописность своих работ. Вместо хрупкого и причудливого арабеска композиции появляется конструктивная ясность, устойчивость; поэтическая бестелесность сменяется интересом к объемности, материальности, фактуре, изысканное единство тональности — ликующими, буйными контрастами локального цвета.

Бенуа был прав, определяя хронологические рамки «Мира искусства» как художественного явления. Он говорил, что «оно будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направлением передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумных и пестрых доктрин» ".

«Мир искусства» до конца сохранил верность лозунгу свободы творчества, выдвинутому еще в период борьбы с передвижниками и академистами. Стараясь быть объективным, он принимал на свои выставки все, что казалось сколько-нибудь талантливым. Новые течения, однако, не склонны были столько нее терпимо относиться к «Миру искусства» и даже друг к другу. Отсюда ясно ощутимая горечь в словах Бенуа по поводу «назойливо шумных и пестрых доктрин». Мечта о союзе всего подлинно прекрасного, что есть в обширном мире  искусства,   не   сбылась.

«Мир искусства» для нас — не только рисунки, картины, книги, воплотившие душевное изящество, ум, высокую культуру их создателей, благоговейную любовь к природе и искусству. Это благородный энтузиазм в изучении русской старины, это открытие целых областей русского искусства, почти неведомых ранее; это Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Кипренский, занявшие достойное место в лучших музеях страны. Это образцы художественной критики, умной, чуткой и терпимой к поискам молодых современников, даже чуждых   по  духу.