Пленэрные искания Станислава Жуковского в зрелый период (1905-1910). 1980. Автор: Горелов М.И.
Фактурная живопись акцентирует материальность предметов. Манера художника не только не скрыта, но нарочито обнажена. Однако она не самодовлеюща, а согласована с содержанием, органически входит в образную сферу картины.
Существуют три близких друг другу произведения под авторским названием «Плотина». Одно из них — первоначальный этюд -хранится в собрании Г.П. Белякова (Москва). Второе, исполненное темперой и акварелью, — в Костромском музее изобразительных искусств, и третье — в Государственном Русском музее в Ленинграде. Две последние картины — значительно больших размеров по сравнению с первой работой, которая экспонировалась на 38-й Передвижной выставке в 1909 году. Картина Костромского музея была показана на VII выставке Союза русских художников в том же 1909 году. Об этом известно и из воспоминаний А.П. Лангового: «В моем собрании, — писал он, — имеется этюд маслом «Мельница» (ныне собрание Г.П. Белякова. -М.Г.) к картине акварелью того же названия, выставленной на выставке «Союза русских художников». Картина находилась в собрании М.П. Рябушинского и поступила в Третьяковскую галерею в конце 1917 года, откуда была передана в Наркомпрос РСФСР и затем в 1945 году — в Костромской музей изобразительных искусств. Исполненная в технике масляной живописи, картина Русского музея является повторным вариантом, приобретенным Академией художеств. За эту последнюю картину Жуковскому в 1910 году была присуждена вторая премия имени А.И. Куинджи, как за лучшее произведение года.
Перед исследователем встает вопрос: является ли пейзаж «Плотины» синтетическим собирательным образом или же строго соответствует виду конкретной местности? После нескольких поездок в Калининскую область по местам, в которых протекала творческая деятельность Жуковского, автору данной монографии удалось установить, что «Плотина» имеет не множественный, а единичный реальный прообраз. Это мельница во Всесвятском на проточном озере Меглыч, в нескольких километрах от озера Молдино. В настоящее время от мельницы осталась запруда и нижние остовы для приема воды. Избушка сгорела в 1973 году. Разрослись березы и ели, не изменились лишь очертания стройной сосны справа.
О том, что Жуковский писал «Плотину» именно там, свидетельствуют и местные старожилы. Житель соседней со Всесвятским деревни Горки Михаил Венедиктович Венедиктов (1892 года рождения) вспоминал, как Жуковский целыми днями в течение нескольких недель сидел за мольбертом вблизи мельницы, у плотины. Об этом стало известно по всей округе: крестьяне, привозившие зерно на помол, привыкли к художнику. Стремясь поближе познакомиться с окружающей природой и жизнью крестьян, Жуковский ходил с мольбертом по полям и лугам. Наблюдал работающих в поле крестьян. Позволял им подходить и смотреть на все изображенное им.
Из приведенного свидетельства очевидца можно сделать вывод, что «Плотина» была создана не только под непосредственным впечатлением узкозамкнутого натурного объекта, но явилась результатом пристального изучения русской природы и крестьянской трудовой жизни. Камерный уголок пейзажа в этой картине неожиданно предстал типическим образом русской деревни, образом дореволюционной России, отразил широкий взгляд художника на действительность.
Появившийся на 38-й Передвижной выставке этюд обратил на себя пристальное внимание. Критик под псевдонимом «Меценат» отмечал: «Этюд Жуковского «Плотина», с черной грязной водой, в которой отражаются покосившиеся деревенские избы, с талым снегом на берегу и стоящими лошаденками в глубине — это маленький шедевр». Другой критик, Н. Брешко-Брешковский, так передает впечатление от того же этюда: «По обыкновению много красивой поэтической правды в холстах Жуковского. Он обладает тайной, которою владели Куинджи, Левитан и в некоторых своих работах Аполлинарий Васнецов. Это чисто чеховская манера обобщать пейзаж, подчинить его господствующему настроению едва ли не целой страны. Вот у Жуковского: мельница, прозрачная вода, унылый пригорок, мужицкие лошаденки плетутся ... И чудится в этом вся средняя Россия с унылой, застенчивой и бедной природой, вереницами обозов и долгими скучными стоянками под слякотью непогоды». У мение Жуковского обобщать, возвысить единичное до степени всеобщего позволило ему создать типический образ природы «едва ли не целой страны».
Успех картины был обусловлен не только кропотливой работой над ней, но и предшествующим длительным вживанием в тему. Начиная с 1900-х годов художник создал ряд пейзажей с изображением мельниц, запруд, плотин, берегов речек с крестьянскими избами — целый мир деревни, в котором современность объединялась с образами дедовской старины. В этих деревенских пейзажах, так же как и в усадебных, Жуковский стремился запечатлеть еще сохранившиеся в то время памятники старинной народной архитектуры.
«Плотина» интересна и с точки зрения дальнейшего освоения и переработки влияний творчества В.А. Серова. На раннем этапе эти влияния были восприняты Жуковским во многом с внешней стороны, и потому его картина «Хотьково» (1903) обнаруживает прямое сходство с произведениями Серова. В картине «Плотина» Жуковский отходит от сюжетного заимствования, и вместе с тем именно здесь отчетливо видно, насколько глубоко усваивает он правдивый демократический характер творчества автора домоткановских пейзажей. При этом художник расстается и со старым передвижническим отношением к русской деревне, как миру угнетения, нищеты и уныния, и вносит в свою работу бодрые, жизнеутверждающие, чисто серовские черты, выражает новый взгляд на трудовую крестьянскую жизнь, словно слитую воедино с жизнью природы.
«Плотина» явилась типичным образцом той линии пленэризма, которая ведет свое начало от традиционной светотеневой тональной живописи. Однако у Жуковского в этот период обнаруживается также интерес к пленэризму в его более радикальном варианте, выразившийся в попытках создания произведений в обобщенной декоративной манере. Наиболее ярким примером таких декоративных исканий и решений Жуковского является его картина «Осенний вечер» (1905, Третьяковская галерея).
Если «Плотина» характеризует достижения Жуковского в области монохромной живописи, то «Осенний вечер», наоборот, являет собой пример контрастного объединения цветовых плоскостей разных планов пейзажа.
Наступил ранний осенний вечер. Солнце опустилось за косогор, но его прощальные лучи озарили усадебный дом и придали ему нарядный праздничный вид. Яркое пятно оранжевых солнечных бликов на синих стеклах окон деревянного дома образует тот колористический фокус, который оказывается и композиционным центром картины.
Художник переносит акцент с изображения природы на характеристику здания, выделяя его из окружающего ландшафта солнечным освещением. Грустной осени как бы соответствует этот старый, словно доживающий свои последние годы, опустевший помещичий дом. И вместе с тем природа~как -бы отдает ему свои яркие огни, окрашивает его в самые звонкие горячие краски. В эти краткие мгновения, когда земля прощается с солнцем и летом, рождается образ, наполняющий душу отрадными воспоминаниями далеких и поистине прекрасных каких-то счастливых минут, пробуждается чувство радости среди печали земной. И кажется, что в мире увядания и запустения неожиданно воскресает надежда на близкий приход долгожданного счастья.