Пленэрные искания Станислава Жуковского в зрелый период (1905-1910). 1980. Автор: Горелов М.И.
В картине «Тоскливая нотка» (собрание И.И.Шагина, Москва) изображен знакомый уже дом Колокольцевых зимой. Передан обыденный мотив: крыльцо деревянного дома, сарайчик, веер голых веток берез на фоне серого неба. Крыши дома и сарая свободны от снега, что вызывает предчувствие близкого конца зимы. Пейзаж, по существу, монохромен; все сведено к противопоставлению светлых и темных тонов. Лишь снег переливается едва заметными нежными розоватыми и зеленоватыми оттенками.
Настроение творчества Жуковского в годы реакции в какой-то мере признавалось как бы барометром настроения ряда близких к нему художников: «Пейзажисты наши ... Жуковский, Бялыницкий, Волков, Киселев, Петровичев неизменны в своем однообразии, но не только сюжетов и мотивов, но даже и в колорите и, я бы сказал, так печальны, как печальна «Русская деревня» Жуковского, и тоскливы, как тосклива «Тоскливая нотка» того же художника».
Решительный и для всех неожиданный переход Жуковского к этому суровому стилю после ярких красочных картин недавнего времени был воспринят отдельными критиками как конец его творческой деятельности.
В действительности, в этих произведениях художник отразил упадочнические настроения части русской интеллигенции после поражения революции 1905 года. Картина «Печальные думы» (1907, собрание Г.Я. Бурштейна, Москва), написанная в тот же период, подтверждает сказанное.
На террасе усадьбы, расположенной на берегу широкого озера, опершись на балюстраду, сидит в грустно-задумчивой позе молодая женщина в белом платье. Она как бы забыла об окружающем, погрузившись в свои печальные думы. Надвигается вечер, ветер поднимает волны, листья колышутся, шепчутся между собой. Природа отвечает настроению человека, но вместе с тем все в ней находится в состоянии перемен, тогда как его печаль неизменна. Это созвучие настроений человека и природы передается градацией оттенков белого цвета: белое, то чуть сиреневое, то чуть розоватое платье, белые цветы на газоне, белые, словно летящие чайки, барашки волн и, наконец, белые облака.
Композиционной основой пейзажа являются две группы деревьев, между которыми в глубине открывается излучина дальнего берега. Колорит строится На сопоставлении бледно-серых облаков, зелени деревьев и фиолетовых волн. Пятна красных цветников вносят оживление в холодный пейзаж.
Кроме оригинала 1907 года существуют еще три авторских варианта, исполненные год спустя.
Героини Жуковского, погруженные в элегические раздумья, скорбят об утрате светлого, радостного начала в жизни. Эту идею произведений поясняют слова художника, написанные на повторном варианте картины, хранящемся в Донецком художественном музее: «Печальные думы» Пусть Ваша жизнь не знаетъ ихъ Станиславъ Жуковскш 1908 г. январь.
Цикл картин «Бессонная ночь» создавался в годы революционного подъема, оживления и пробуждения общественной жизни. Цикл картин «Печальные думы» был исполнен в годы наступившей реакции, когда рухнули надежды части русской интеллигенции на близкие перемены. В этой среде преобладали подавленность и разочарование, пессимизм и уныние. Как и некоторые другие художники, Жуковский интуитивно почувствовал эту смену общественных настроений. В период назревания первой русской революции в цикле картин «Бессонная ночь» он создал драматические образы, контрастно сопоставляя грусть человека и радость весенней природы. Художник как бы стремился предугадать, почувствовать робкие надежды на светлые перемены в настроении охваченных печалью людей. В годы реакции в его цикле картин «Печальные думы» образ природы не зовет, не радует, не манит надеждой. Небо затянулось мрачными тучами; неприютности пейзажа вторит настроение тоскующей одинокой женщины. Драма жизни сменяется элегией.
Картина «Печальные думы» была экспонирована на 36-й Передвижной выставке в 1908 году и вызвала восхищение публики. Н. Кравченко писал в газете «Новое время»: «... к лучшим вещам пейзажей ... прежде всего следует причислить работы С.Ю. Жуковского.
Этот смелый художник с удивительной любовью и умением передает такие трудные колоритные мотивы, перед которыми раньше пасовали многие художники. Он передает то, что казалось прежде невозможным. Его картины — скорей этюды, но они полны такой стройной гаммой красок, которая вызывает у всякого зрителя полное представление о том, что хотел сказать художник. Посмотрите его «После первого мороза» или «Печальные думы». Как хорошо передано настроение осеннего дня, волнующегося озера и холодного ветерка, скользящего по волнам и рисующего правильные полосы поперечной зыби. А эта одинокая фигура женщины, так грустно следящей за порывом ветра и увядающей природы, печально склоняющей свои слабеющие ветви! Только большой чуткий художник может так понять и передать эту поющую осеннюю мелодию».
Однако отмеченные элегические настроения были непродолжительны и не оказали определяющего влияния на творчество Жуковского, которое в целом было жизнеутверждающим.
«Печальные думы» являются одной из немногих картин, место написания которых засвидетельствовано самим автором. «Печальные думы» написаны мною в имении профессора Вельяминова (Л.Г. Беллярминова.-М. Г.) «Бережок», Тверской губернии. С. Жуковский». Картина создавалась на балконе того самого «Белого дома», где пятью годами раньше исполнялся один из вариантов картины «Бессонная ночь». Ранняя картина писалась на балконе со стороны парка, новая — на балконе со стороны озера. Как для той, так и для другой картины позировала жена художника А.А. Жуковская.
После завершения цикла произведений «Печальные думы» тематика пейзажно-жанровых картин, как и парковая тематика, связанная с образом усадьбы «Бережок», была исчерпана, и Жуковский в поисках новых мотивов облюбовывает неподалеку от прежних другие места.
В конце первого десятилетия Жуковский избирает местом своей творческой работы сельцо Всесвятское, находившееся в восьми километрах от станции Еремково, в том же Вышневолоцком уезде Тверской губернии, что и усадьба «Бережок». Всесвятское представляло собой старинную усадьбу, принадлежавшую Милюковым. Со стороны въезда перед домом в те времена был устроен небольшой искусственный пруд с островком, обсаженным вдоль берега ольхами. В глубине парка перед прудом стоял одноэтажный помещичий дом; за которым открывался вид на берег проточного озера Меглыч и склон противоположного берега, заросший лесом.
В доме после смерти Арсения Милюкова жили пять его сыновей и дочь Анастасия. Все молодые люди учились, чтобы работать по специальности и приносить пользу обществу своим трудом. Они были полны жажды деятельности. Так, Анастасия в период русско-японской войны стала сестрой милосердия, бежав из отцовского дома с офицером в Маньчжурию, на театр военных действий. Один из сыновей Арсения Аполлон (на шесть лет моложе Жуковского), по специальности инженер, окончивший Императорское техническое училище, был человеком передовых взглядов. В студенческие годы он сочувствовал революционному движению. Вернувшаяся с Дальнего Востока Анастасия привлекала к себе окружающих красотой и веселым нравом, обходительностью, интеллигентностью.