Пленэрные искания Станислава Жуковского в зрелый период (1905-1910). 1980. Автор: Горелов М.И.
«Все сильней, все жизнерадостней, все ярче выявляет себя г. Жуковский, этот искренний и неподражаемый поэт родной северной весны. Мягкие оттенки акварели этот волшебник умеет передавать масляными красками, а силы масла без ущерба для своих произведений ухитряется достигать акварелью. Легко, свободно и радостно дышится перед произведениями этого художника».
Картина «Праздник весны» (1911, собрание А.Н.Тюляева, Москва) продолжает тему первых подснежников. Изображена просторная гостиная с праздничным столом и открытыми окнами, обращенными в парк. Плоскость стены расположена параллельно плоскости холста, тогда как стол передан по диагонали. Часть его выходит за границы взятого кадра. Эта незамкнутая композиция вызывает ощущение этюдной непосредственности. Простенок между окнами, являясь осью симметрии, придает композиции статичность. Напротив, горизонтальная плоскость стола подчеркивает разомкнутость пространства, нарушает уравновешенность построения.
В картине органично объединены интерьер, натюрморт и пейзаж. Расставленные торты, куличи, крашеные яйца, апельсины воспринимаются как дары природы. Стол украшен живыми цветами: подснежниками и гиацинтами. Несмотря на контрастность сопоставлений красных и фиолетовых тонов, натюрморт в целом выглядит частью интерьера, так как лежащая на столе скатерть и стены написаны в строгой фиолетово-розоватой тональности. Этому целостному впечатлению немало способствует и распределение света и тени. Лучи солнца оставляют на косяках окон яркие полосы, чередующиеся с тенями от переплетов рам и веток деревьев. Темно-синее стекло раскрытой створки окна еще более по закону контраста подчеркивает силу солнечного освещения. Живые цветы на столе лишены четкости очертаний, и потому кажется, что они слегка колеблются от дуновения вливающегося в распахнутое окно влажного воздуха.
За окном широким веером расходятся ветви вяза, поблескивают в лучах восходящего солнца стволы и веточки берез, уходят к голубым далям сбросившие снежный покров пушистые ели.
Праздник весны в природе вызывает ощущение праздника в душе человека. В то же время здесь показана повседневная скромная будничная красота среднерусского пейзажа, которая оттеняется праздничной красотой натюрморта. Пейзаж и натюрморт словно охвачены дыханием пробуждающегося светлого и прекрасного времени года.
Произведение является итогом предшествующих исканий Жуковского в области пленэрной живописи. Его новаторство в передаче световоздушной среды с помощью декоративных приемов сочеталось с использованием традиционных способов светотеневой тональной живописи. Объединение новаторских средств и традиционных влияний помогло художнику создать красочное произведение, звучащее, как гимн весеннего обновления природы, и при этом сохранить непосредственное ощущение правды действительности.
Картины «Первые предвестники весны» (1909) и «Праздник весны» (1911) являются последовательными звеньями творческих исканий художника. В более раннем произведении выражена связь натюрморта с пейзажем, а об интерьере напоминает только подоконник. В более позднем — натюрморт является связующим началом пейзажа и интерьера. Эта картина знаменует возрождение после семилетнего перерыва интерьерного жанра в творчестве Жуковского. После окончания картины «Вечерний аккорд» в 1902 году художник не брался за произведения подобного рода, если не считать небольшой сценки «В кафе» (1908). Работая в течение первого десятилетия в Бережке, он сосредоточил свое внимание на внешней архитектуре и природном антураже. Так, в его пей-зажно-жанровых картинах человеческие фигуры переданы на открытых террасах и балконах, на фоне внешних стен здания. Во Всесвятском, по-видимому, не было стильной мебели и обстановки, отвечающих увлеченности Жуковского стариной, отчего эта картина оказалась единственным интерьером исполненным в этой усадьбе. Последующая серия внутренних помещений была написана Жуковским в имении Островки, по соседству со Всесвятским, уже давно привлекавшим внимание русских художников.
«Праздник весны» открывает новый период не только в области интерьер-ного жанра, но и в творчестве Жуковского в целом. Если во втором пятилетии нового века красочно-звучные и строго тональные произведения составляли два последовательно сменявшие друг друга направления его искусства то начиная со второго десятилетия, последние приходят к взаимосогласованию и объединяются. Первым таким произведением оказывается «Праздник весны» В этой картине красочность и тональность полностью примиряются в системе пленэрной живописи.
Эти изменения в почерке Жуковского словно соответствуют происходящим переменам в общественной жизни: периоду революции 1905 года, последовавшему за ним периоду реакции и наступившему в начале второго десятилетия периоду нового революционного и связанного с ним общественного подъема, когда искусство Жуковского вновь наполняется жизнеутверждающим содержанием.
Критик под псевдонимом Москаль отмечал разнообразие манер в творчестве Жуковского: «До сих пор этот симпатичнейший пейзажист был подвижен, как ртуть. С каждым годом рождались новые мотивы, новые манеры, и положительно поражал своею талантливостью, неустойчивостью. Всегда другой и всегда интересный.
Всегда левитановец по духу, он вдруг в нынешнем году зазвучал мажором — прояснился, развеял дымку грусти и дремы».
Сказанное лишний раз подтверждает, что Жуковский был человеком своего времени и откликался своим искусством на явления общественной и художественной жизни, почему оно вызывало у его современников такой живой интерес.
Вместе с тем все рассмотренное разнообразие тенденций в его искусстве объединено приверженностью художника к правде действительности. Жуковский предстал перед современниками как художник солнца, ветра, звонкой осени и лирически-нежной весны.
Творчество Жуковского характерно разнообразием настроений. Перед зрителем проходят чередой то суровые будни русской деревни, то праздники золотой осени, то тоскливо-печальные, безрадостно-скучные картины непогоды, то грустные раздумья чуткой, нежной интеллектуальной души.
В созданных образах природы художник отразил настроение уверенного в своей силе и правде русского крестьянина, отношение к нему сочувствующего интеллигента и его «печальные думы» о своей судьбе, неразрывно связанные с судьбой Родины.
В середине первого десятилетия XX века творчество Жуковского достигло расцвета. Имя художника было окружено широкой известностью, его талант получил всеобщее признание.